Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать определение понятию органов исполнительной власти;
2. охарактеризовать систему органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения;
3. рассмотреть существующие виды органов исполнительной власти;
4. раскрыть основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Республике Беларусь;
5. проанализировать организационную структуру и штаты органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа исполком.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа: Органы исполнительной власти

Курсовая работа: Органы исполнительной власти

 

Введение

 

Принятая 15 марта 1994 года Конституция  Республики Беларусь впервые закрепила  принцип разделения властей в  нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) обладает только ей присущими полномочиями и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в деятельность других властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство – Совет Министров - центральный орган государственного управления, который обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Основного Закона).

 

Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

 

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных  органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент  обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти (ст.79 Конституции). Таким образом, на Президента возлагаются функции арбитра между властями. В этом и заключается особенность его статуса – с одной стороны, он выступает в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить правительством, подчиненными ему органами.

 

В пределах своих полномочий государственные  органы самостоятельны. Их самостоятельность  гарантирована Конституцией и другими  законами Республики Беларусь прежде всего через определение полномочий, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь самостоятельными, государственные органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых случаях опираясь на средства и меры принуждения.

 

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

 

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные  с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

 

1. дать определение понятию органов  исполнительной власти;

 

2. охарактеризовать систему органов  исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения;

 

3. рассмотреть существующие виды  органов исполнительной власти;

 

4. раскрыть основные принципы  организации и деятельности органов  исполнительной власти в Республике  Беларусь;

 

5. проанализировать организационную  структуру и штаты органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

 

При написании работы использовались нормативные, законодательные материалы, а также учебные пособия белорусских  и российских авторов.

 

 

1. Органы исполнительной власти

 

1.1 Понятие органов исполнительной власти

 

Орган исполнительной власти - это  организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деятельности, образована в  соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.[3, с.81]

 

Из определения следует, что этот орган

 

- является частью государственного  аппарата (Министерство путей сообщения  является частицей Правительства);

 

- имеет свою структуру (которую  определяет Правительство);

 

- имеет территориальный масштаб  деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);

 

- образована в соответствии  с законодательством;

 

- выступает от имени государства  (например, когда Правительство осуществляет  свою деятельность за пределами  Республики Беларусь);

 

- осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

 

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и  обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

 

Административно-правовой статус органов  исполнительной власти определяется Конституцией Республики Беларусь, положениями об органах (например, Положение «О Министерстве внутренних дел Республики Беларусь).[3, с.81]

 

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и  дееспособностью.

 

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением.

 

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также  его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

 

Характерные черты органов исполнительной власти:[3, с.82]

 

- осуществляют исполнительно-распорядительную  деятельность;

 

- наделены оперативной самостоятельностью;

 

- имеют, как правило, постоянные  штаты;

 

- как правило, образуются вышестоящими  органами;

 

- наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера);

 

- подотчетны и подконтрольны  вышестоящим органам управления. При этом органы государственного  управления могут действовать  в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление оборонной промышленностью, управление службой безопасности и т.д.)

 

 

2. Система органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения

 

1.Республиканские органы исполнительной  власти Республики Беларусь:

 

-Президент (администрация Президента);

 

- Правительство Республики Беларусь;

 

- республиканские министерства;

 

- государственные комитеты, службы;

 

- республиканские комиссии, надзоры;

 

- республиканские агенства.

 

2. Местные органы исполнительной  власти Республики Беларусь –

 

Систему и структуру республиканских  органов исполнительной власти определяет Президент Республики Беларусь[17]

 

Республиканские органы исполнительной власти (центральные органы) функционируют  в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Они осуществляют общее руководство  соответствующими отраслями, как правило  не руководят непосредственно предприятиями и организациями. В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения республиканских органов исполнительной власти. Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

 

Система и формы местных органов  исполнительной власти определяются Конституцией Республики Беларусь, законами и иными  актами. Система и формы органов  других субъектов Республики Беларусь определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента Республики Беларусь.

 

Примерно так-же образуются и соответствующие  администрации. Структура администрации  определяется Уставом данного субъекта Республики Беларусь, или в установленном им порядке.

 

Но не во всех областях руководитель субъекта Республики Беларусь является главой администрации.

 

 

3. Виды органов исполнительной  власти

 

В соответствии с республиканским  государственным устройством:[16, с.45]

 

- республиканские органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию Республики Беларусь (Президент Республики Беларусь и Администрация Президента, Правительство Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и иные республиканские органы исполнительной власти);

 

- региональные органы исполнительной  власти, действующие на территории  определенных регионов, т.е. на  части территории Республики  Беларусь. Деятельность этих органов  может осуществляться в пределах  нескольких областей и иных  территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

 

- местные органы исполнительной  власти, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий, областей, городов республиканского значения, автономных областей.

 

2. В зависимости от объема  и характера компетенции:[16, с.46]

 

- органы общей компетенции, ведающие  всеми отраслями и сферами  управления (президентуры, правительства,  администрация областей, городов  республиканского значения, автономных образований);

 

- органы отраслевой компетенции,  ведающие какой-либо одной отраслью  управления (министерства, некоторые  комитеты и ведомства, отделы  и управления);

 

- органы межотраслевой (специальной)  компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.).

 

3. По видам подразделяются на:[16, с.46]

 

- администрация Президента Республики  Беларусь, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д.

 

4. По порядку разрешения вопросов:[16, сю46]

 

- коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие подведомственные  вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Республики Беларусь, местные правительства, некоторые государственные комитеты и др.);

 

- единоначальные органы, в которых  подведомственные вопросы разрешаются  единолично руководителем данного  органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

 

Однако в единоначальных органах  исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

 

5. По основаниям образования:[16, с.47]

 

- образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

 

- создаваемые на основе текущего  законодательства и подзаконных  актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации  и другие ведомства).

 

 

4. Основные принципы организации  и деятельности органов исполнительной  власти в Республике Беларусь

 

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов  исполнительной власти, предопределяется современными особенностями организации государственной власти Республики Беларусь, закреплёнными в её Конституции 1995г.

 

Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной, можно рассмотреть  проблему основных принципов организации  и деятельности исполнительных органов  государственной власти с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти.

 

Самостоятельность органов исполнительной власти.

 

Основополагающее  значение для исполнительной власти в её современном виде имеет то, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь она представляет собой оснащённую необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.[11]

 

Данный  принцип выражается прежде всего  в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном  подчинении у органов законодательной  власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Республики Беларусь создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

Информация о работе Органы исполнительной власти