Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать определение понятию органов исполнительной власти;
2. охарактеризовать систему органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения;
3. рассмотреть существующие виды органов исполнительной власти;
4. раскрыть основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Республике Беларусь;
5. проанализировать организационную структуру и штаты органов исполнительной власти в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа исполком.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

 

С этих позиций  очевидно, что осуществление государственной  власти на основе её разделения не может  и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно привело бы к полной независимости её ветвей, т.е. фактически к вторжению одной ветви власти в сферу другой. Поэтому самостоятельность органов исполнительной власти - первый принцип их совместного бытия. Как следствие его - необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви власти с её другими ветвями.

 

К этому  следует добавить некоторые особенности  проявления самостоятельности органов  исполнительной власти. Имеется в  виду, прежде всего значительный объём  президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.

 

Единство  системы органов исполнительной власти.

 

Одним из принципов  современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения Республики Беларусь и полномочий Республики Беларусь по предметам совместного ведения Республики Беларусь и её субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Республике Беларусь.[11]

 

Из этого  вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Республики Беларусь устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Республики Беларусь и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными республиканским законом. На подобной же основе формируется и аппарат исполнительной власти.

 

Единство  системы исполнительной власти органически  перерастает в единство системы  органов исполнительной власти в  общегосударственном масштабе. Оно  связывает воедино по целевому назначению и по соотношению с иными органами государственной власти республиканские органы исполнительной власти с исполнительными органами любого иного внутригосударственного уровня. Но это единство не носит на себе отпечаток административной подчинённости как цементирующего всю систему начала, хотя, разумеется, изолировать одного звена системы от других исключается.

 

Практика пока ещё даёт примеры  отхода от требований данного принципа, выражающиеся в известной самостийности  мест, что следует оценивать в первую очередь как неумение правильно использовать широкую оперативную самостоятельность, каковая предоставлена каждому звену единой по своей сути системы исполнительных органов, равно как и следствие незавершённости законодательного процесса.

 

Именно в силу этого особую актуальность в современных условиях приобрела проблема конкретизации конституционного понятия единой системы исполнительной власти в Республике Беларусь. Иначе говоря, речь идет о законе, посвященном системе и механизму исполнительной власти в стране.

 

Законность - один из ведущих принципов  организации и деятельности органов исполнительной власти. Свои исходные начала он берёт из Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, уставов субъектов Республики Беларусь и их законодательства.

 

Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащён, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительным, отягощают государственный и региональный бюджеты. В силу этого постоянно осуществляется организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

 

Принцип «двойного подчинения», и  ранее бывший весьма специфическим, сейчас утратил свои чётко выраженные формы. Иного рода принципы своё прямое отношение имеют к отдельным проявлениям исполнительной власти (например, эффективность управления, линейные и функциональные начала и т.п.), а потому и не раскрываются в качестве основополагающих.

 

В числе действующих принципов  называются также: народовластие; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.[11]

 

Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов исполнительной власти, можно перейти к анализу их действующей системы.

 

 

5. Организационная структура и  штаты органов исполнительной  власти в Республике Беларусь

 

Исполнительную власть в Республике Беларусь, согласно ст. 163 Конституции  республики Беларусь осуществляет Правительство  – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.[11]

 

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом  Республики Беларусь.

 

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

 

Правительство Республики Беларусь состоит  из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства  могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

 

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

 

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

 

Премьер-министр:[11]

 

1) осуществляет непосредственное  руководство деятельностью Правительства  и несет персональную ответственность  за его работу;

 

2) подписывает постановления Правительства;

 

3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

 

4) информирует Президента об  основных направлениях деятельности  Правительства и о всех его важнейших решениях;

 

5) выполняет другие функции,  связанные с организацией и  деятельностью Правительства.

 

Правительство или любой член Правительства  вправе заявить Президенту о своей  отставке, если считают невозможным  дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

 

Премьер-министр может поставить  перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

 

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства  и освободить от должности любого члена Правительства.

 

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

 

Правительство Республики Беларусь:[11]

 

руководит системой подчиненных ему  органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

 

разрабатывает основные направления  внутренней и внешней политики и  принимает меры по их реализации;

 

разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет  о его исполнении;

 

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального  обеспечения и оплаты труда;

 

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 

выступает от имени собственника в  отношении имущества, являющегося  собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

 

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

 

отменяет акты министерств и  иных республиканских органов государственного управления;

 

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

 

Компетенция, порядок организации  и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о  Совете Министров Республики Беларусь.

 

 

6. Местное управление и самоуправление

 

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

 

Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

 

Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

 

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

 

К исключительной компетенции местных  Советов депутатов относятся:[14]

 

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

 

установление в соответствии с  законом местных налогов и  сборов;

 

определение в пределах, установленных  законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

 

назначение местных референдумов.

 

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании  действующего законодательства принимают  решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами.

 

Решения местных исполнительных и  распорядительных органов, не соответствующие  законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными  и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

 

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных  законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

В случае систематического или грубого  нарушения местным Советом депутатов  требований законодательства он может  быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения  полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

 

Компетенция, порядок создания и  деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством.

 

 

7. Прокуратура. Комитет государственного  контроля

 

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

 

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании  преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

 

Единую и централизованную систему  органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики.

 

Нижестоящие прокуроры назначаются  Генеральным прокурором.

 

Генеральный прокурор и нижестоящие  прокуроры независимы в осуществлении  своих полномочий и руководствуются  законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

 

Компетенция, организация и порядок  деятельности органов прокуратуры  определяются законодательством.

 

Государственный контроль за исполнением  республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Информация о работе Органы исполнительной власти