Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:33, реферат

Описание

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Актуальность темы исследования заключается в том, что последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................... 3
Теории местного самоуправления……………………………………………..
4
Теории свободной общины...……………………………………………....
4
Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...
4
Государственная теория самоуправления. ……………………………….
Теория социального обслуживания...……………………………………...
5
6
Формы осуществления местного самоуправления…………………………….
6
Структура местного самоуправления ………………………………………….
Представительные органы, порядок их формирования и организации работы ……………………………………………………………………….
7
7
Исполнительные органы местного самоуправления....…………………..
9
Заключение……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

SAMOUPR.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 
 

Институт инженерного  предпринимательства

Направление (специальность) – Международный менеджмент 
 

ОРГАНЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИХ СТРУКТУРА И  ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Реферат 
 

Студент группы 14а02   ___________Ермашенок Е.В. 

Преподаватель      _____________Черкас Н.И.

       _____________

            (дата) 
 
 
 
 
 
 

Томск–2011

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..................... 3
  1. Теории местного самоуправления……………………………………………..
 4
    1. Теории свободной общины...……………………………………………....
4
    1. Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...
4
    1. Государственная теория самоуправления. ……………………………….
    2. Теория социального обслуживания...……………………………………...
5

6

  1. Формы осуществления местного самоуправления…………………………….
6
  1. Структура местного самоуправления ………………………………………….
    1. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы ……………………………………………………………………….
7 

7

    1. Исполнительные органы местного самоуправления....…………………..
9
Заключение………………………………………………………………………….. 12
Список  литературы…………………………………………………………………. 13

Введение 

     Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

     Актуальность темы исследования заключается в том, что последнее время в науке и  государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

     Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму  осуществления народом принадлежащей  ему власти. Кроме того, она закрепила  важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.

     В 1993 году в период поэтапной конституционной  реформы Президент РФ провёл реформу  местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

     Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Новый Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство». 
 
 

1. Теории местного самоуправления

1.1 Теория свободной общины.

     Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления.

     Основные  принципы немецкие учёные заимствовали из бельгийского и французского права. Теория свободной общины доказывала, что право общины на заведование своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления.

     Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации  местного самоуправления:

  • местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;
  • избираемость органов местного самоуправления членами общины;
  • разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;
  • органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.

Эти принципы оказали влияние на развитие законодательства 1830 – 1840-х гг. 

1.2 Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления.

     Данная  теория исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества».

     В рамках данной теории самоуправляющаяся  община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности. «Общественная  теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое, ведало только свои собственные интересы».

     Недостатком данной теории можно считать то, что она смешивала самоуправляющиеся  территориальные единицы с разного рода частноправовыми объединениями. Но принадлежность к какому-либо частноправовому объединению, как и выход из него, зависит от человека, тогда как принадлежность к самоуправляющимся единицам и подчинение органам самоуправления территориальной единицы установлены законом и связаны с местом проживания человека. 

1.3 Государственная теория самоуправления.

     Государственная теория самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих  общественную теорию. Основные положения  государственной теории были разработаны выдающимися немецкими учёными XIX в. Л. Штейном и Р. Гнейстом и более подробно развиты в России видными дореволюционными юристами Н.И. Лазаревским, А.Д. Градовским и В.П. Безобразовым.

     Сторонники  теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера – дело государственное.

     Пик популярности государственной теории в России пришелся на середину 70-х  гг. XIX в. 12 июня 1890 г. Александром III издается новое Положение о земских  учреждениях. В духе государственной теории местного самоуправления происходит встраивание земств в вертикаль государственной власти. В целом, государственная модель местного управления была полностью реализована в ходе новых реформ земского и городского местного самоуправления 1890–1892 гг. Стоит отметить, что эта модель отличалась высокой степенью управляемости и была полностью контролируема центральной властью. Но и она не была эффективной, поскольку не приносила, ни реальной пользы населению, ни экономических выгод государству. 
 

1.4 Теория социального обслуживания

     Делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.

     Также существуют и социал-реформистские  муниципальные концепции, сторонники которых исходят из возможности  социалистической эволюции буржуазного  местного самоуправления как одного из путей безреволюционной трансформации современного общества в социалистическое. Социал-реформистские взгляды на сущность местного самоуправления были в своё время распространены и в России. Например, по мнению М.Д. Загряцкого, классовые буржуазные государства создают правовые формы, облегчающие переход к социалистическому порядку. И из этих юридических форм наиболее совершенной является самоуправление. 

2. Формы осуществления местного самоуправления

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения  в осуществлении  местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

   3. Структура местного  самоуправления

   К органам местного самоуправления относятся: представительные и иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наименование, структура и порядок деятельности органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

   Законодательством установлено обязательное наличие  выборного представительного органа местного самоуправления и предоставляет возможность выбора разных организационных схем построения органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность на местном уровне. Закон об общих принципах организации местного самоуправления не содержит понятия «исполнительный орган местного самоуправления».

Информация о работе Органы местного самоуправления