Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:33, реферат

Описание

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Актуальность темы исследования заключается в том, что последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................... 3
Теории местного самоуправления……………………………………………..
4
Теории свободной общины...……………………………………………....
4
Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...
4
Государственная теория самоуправления. ……………………………….
Теория социального обслуживания...……………………………………...
5
6
Формы осуществления местного самоуправления…………………………….
6
Структура местного самоуправления ………………………………………….
Представительные органы, порядок их формирования и организации работы ……………………………………………………………………….
7
7
Исполнительные органы местного самоуправления....…………………..
9
Заключение……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

SAMOUPR.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

   Лица, занимающие должности в органах  местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и законами субъектов Федерации.   

 Муниципальные  должности подразделяются:

  • на выборные, занимаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления);
  • занимаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав этих органов в результате муниципальных выборов;
  • иные муниципальные должности, занятые путем заключения трудового договора, которые относятся к муниципальным должностям муниципальной службы.
  

3.1. Представительные органы, порядок их формирования и организации работы   

 Представительными  органами местного самоуправления  являются дума, муниципальное собрание, муниципальный комитет, совет  и т.п., представляющие собой коллегиальный  орган местного самоуправления. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с порядком, установленным Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст.15). Название, полномочия, структура, организационные формы деятельности и численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет и не более 5 лет, что определяется уставом муниципального образования.

     Свои  полномочия депутаты осуществляют на общественных началах или на постоянной основе с момента их избрания и  до выборов нового состава депутатов.

     Из  своего состава депутаты выбирают председателя представительного органа местного самоуправления, который организует работу этого органа: созывает и ведет заседания, подписывает решения представительного органа и осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентов работы представительного органа.

     Если  уставом предусмотрена должность  главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного  органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. В таких случаях  председатель представительного органа из состава депутатов не избирается, а его функции выполняет глава муниципального образования – выборное должностное лицо.

     Представительный  орган образует из числа депутатов  комиссии, комитеты, другие органы для  подготовки вопросов к рассмотрению на заседании представительного органа. К работе этих структурных органов могут привлекаться на общественных началах специалисты (экономисты, социологи и т.п.). Решения комитетов и комиссий, принимаемые по вопросам их ведения, носят рекомендательный характер.

     Депутаты  представительного органа могут  объединяться в депутатские группы (фракции) по партийной принадлежности, политическим и иным интересам. Подобные группы регистрируются в представительном органе.

     Депутаты, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы. Эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории предприятиями, организациями, учреждениями, органами территориального общественного самоуправления, изучают общественное мнение, ведут прием избирателей, участвуют в решении вопросов благоустройства территории.

     Правовое, организационно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение  деятельности представительного органа осуществляется обычно через аппарат исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. В этих же целях представительный орган в соответствии с уставом может создавать и собственный аппарат.

     Основной  формой деятельности представительного  органа является сессия (заседание), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа - как правило не реже одного раза в месяц, в соответствии с планом работы представительного органа. Кроме плановых заседаний могут созываться внеочередные сессии (заседания) по инициативе главы муниципального образования или по требованию депутатов. Для полномочия сессии обычно необходимо присутствие двух третей состава депутатов, конкретное количество депутатов (кворум) устанавливается уставом муниципального образования.

     Депутаты, как правило, работают на непостоянной основе, однако представительный орган  может принять решение о работе всех депутатов на постоянной основе. Депутаты, работающие на постоянной основе из местного бюджета получают заработную плату, размер которой устанавливается решением представительного органа.

     В соответствии с законодательством  депутату установлены соответствующие  полномочия, гарантии и льготы, которые  находят свое отражение в уставе муниципального образования и решениях представительного органа местного самоуправления.   

3.2. Исполнительные органы местного самоуправления

     Муниципальные образования в структуре органов  местного самоуправления создают кроме  представительного органа и иные органы. К иным органам относятся исполнительные органы местного самоуправления. Это соответствует положениям ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления, согласно которой представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенным наименованием исполнительного органа местного самоуправления в России является «администрация муниципального образования» или «местная администрация». Опираясь на федеральное законодательство и законы субъектов Федерации муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную схему исполнительного органа.

     Факторами, влияющими на выбор организационной  структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления являются: размер и уровень социально-экономического развития территории, численность населения, финансовые возможности, национальные и иные местные традиции и др. В крупных муниципальных образованиях исполнительные органы имеют разветвленную структуру и относительно большой штат. Устанавливая штатное расписание исполнительного органа, муниципальное образование руководствуется реестром муниципальных должностей муниципальной службы, который утвержден законом субъекта Федерации.

     В Законе об общих принципах организации  местного самоуправления предлагаются возможные варианты образования  исполнительных органов. Может предусматриваться  должность главы муниципального образования– выборного должностного лица, который возглавляет исполнительный орган местного самоуправления. Он может именоваться главой, мэром города, района и т.п. Руководство исполнительным органом он осуществляет на принципе единоначалия. Глава муниципального образования может избираться населением или представительным органом из числа его депутатов. Это высшее должностное лицо муниципального образования.

     Другой  возможный вариант организации  руководства исполнительным органом  местного самоуправления предусматривает  учреждение должности главы администрации. В отличие от главы муниципального образования он не может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления, не входит в состав представительного органа и не может председательствовать на его заседаниях, а является только руководителем администрации муниципального образования и замещает эту должность на контрактной основе (трудового договора).

     Закон об общих принципах организации  местного самоуправления не исключает  возможности образования коллегиального органа управления в системе местного самоуправления.

     В соответствии с уставом муниципального образования руководитель исполнительного  органа либо самостоятельно, либо с  согласия представительного органа назначает своих заместителей и  распределяет между ними обязанности. Обычно в сфере финансово-экономической деятельности, социальной защиты населения и социальной политики, коммунально-бытового обслуживания и др.

     Структура исполнительного органа местного самоуправления включает различные подразделения  отраслевого и функционального  назначения: отделы, управления, комитеты (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.). Имеется и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

     Структурные подразделения исполнительного  органа создаются в соответствии со схемой управления конкретным муниципальным образованием, возглавляются руководителем и имеют соответствующие полномочия по осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности в определенной сфере согласно уставу муниципального образования и законодательству. Структурные подразделения в соответствии с уставом могут наделяться правами юридического лица.

     Функции и полномочия структурных подразделений  исполнительного органа, организация  и порядок их деятельности определяются специальными положениями, которые утверждаются в порядке, установленном уставом муниципального образования. Сотрудники структурных подразделений исполнительного органа действуют на основании должностных инструкций, утверждаемых, как правило, руководителем соответствующего подразделения по согласованию с руководителем исполнительного органа местного самоуправления.

     Управления  и отделы исполнительного органа самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят  подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями. При структурных подразделениях  в качестве совещательных органов могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы, рекомендации которых, в случае необходимости, могут оформляться в форме приказов соответствующих руководителей исполнительного органа.

Заключение

     Говоря  о реализации конституционного права  населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия  всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.

     Для действительной способности реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:

1) наличие  механизмов осуществления права,  то есть наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). 
Эти вопросы в основном решены в рамках первого, организационного этапа;

2) наличие  возможности осуществления права,  то есть наличие финансово-экономической  базы для обеспечения реальной  самостоятельности населения и  дееспособности создаваемых им  органов (основная задача второго,  экономического этапа);

3) наличие  осознанной воли в осуществлении  права, то есть активное участие  в процессе организации местного  самоуправления не только государства  (через официальные решения его  органов и реализацию их должностными  лицами), но и населения (через  широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). 
Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа 
(назовем его условно "социальным").

Информация о работе Органы местного самоуправления