Основные классификации политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:56, реферат

Описание

Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- раскрыть понятие политического режима;
- изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов;
- раскрыть понятие и основные черты тоталитаризма;
- исследовать специфические особенности авторитарных политических режимов.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и типология политических режимов
5
1.1 Понятие политического режима
5
2 Основные классификации политических режимов
13
2.1 Общее и особенное в организации либерального и демократического режимов
13
2.2 Понятие и основные черты тоталитаризма
17
2.3 Специфические особенности авторитарных политических режимов
19
Заключение
20
Список использованных источников
21

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.09 Кб (Скачать документ)

Демократия  представляет собой самый сложный  тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые  стороны дорог. Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем  какая-либо другая форма возбуждает дух исканий.

«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширительно, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается более узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от аристократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция  значения термина «демократия» обусловлена  развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась  как прямое правление граждан  в отличие от правления монарха  или аристократов. Однако уже в  античности демократия считалась «худшей  формой» правления. В то время  полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать «народовластием». Вследствие этого  режимы демократии существовали недолго  и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали  тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией  и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно  и была вытеснена из политического  обихода.

Функционально полиархия как политический режим  опирается на семь институтов, которые  обеспечивают его эффективность. К  ним относятся:

1) выборные  должностные лица; контроль за  решениями правительства конституционно  закреплен за избираемыми от' народа представителями;

2) свободные  и честные выборы, исключающие  всякое насилие и принуждение;

3) всеобщее  голосование, предполагающее право  на участие в выборах всего  населения и право претендовать  на выборную должность в правительстве;

4) относительно  высокая зависимость правительства  от избирателей и результатов  выборов;

5) свобода  слова, обеспечивающая возможность  свободно . выражать свое мнение, включая критику правительства,  режима, общества, господствующей идеологии;

6) существование  альтернативных и часто конкурирующих  между собой источников информации  и убеждений, выведенных из-под  правительственного контроля;

7) высокая  степень свободы в создании  относительно автономных и самых  разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере, он позволяет выявить  особенности политического развития российского общества, соотнести  их с мировыми тенденциями.

 

 

2 Основные классификации политических  режимов

 

2.1 Общее и особенное в организации  либерального и демократического  режимов

 

Демократический и либеральный (либерально-демократический) режимы - две разновидности общедемократического пути реализации государственной власти, антиподом которого выступает недемократический  или антидемократический путь в  двух его основных разновидностях - авторитарного и тоталитарного  режимов. В большинстве учебников  по конституционному праву обычно выделяется лишь три вида государственных или  политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные [4, С. 253]. В других специально выделяется дополнительно  и либеральный режим [3, С. 212], что  представляется более правильным и  последовательным. Если ограничиться лишь самым общим подразделением указанных режимов, то их, как уже  говорилось, можно подразделять просто на демократические и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и тоталитарные, выражающие различную степень их недемократичности, то, оставаясь последовательными, необходимо и демократический тип государственной  власти подразделить по степени демократичности  и на собственно демократический  и либеральный, или либерально-демократический. Признаки демократического политечского режима представлены в Приложении А.

Вполне  естественно, что собственно, последовательно  демократический и либерально-демократический, либеральный государственно-политические режимы имеют немало общего в главном  и основном, что позволяет им относиться к одному и тому же демократическому типу государственной власти. В то же время между ними имеются и  существенные видовые различия, которые  требуют их научного разграничения. Поскольку либеральный режим  в этой связи выступает как  разновидность демократического типа государственно-политического властвования, постольку его можно именовать  и либерально-демократическим.

Демократический государственно-политический режим  характеризуется приверженностью  не только действительно демократическим  целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному  использованию соответствующих  способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной  власти. Как показывает исторический и современный опыт, наиболее адекватной почвой для утверждения таких  режимов служат социально ориентированная  экономика, достижение сравнительно высокого общего жизненного уровня населения, гражданское  общество, реализация принципов социальной справедливости и социального согласия и др. Не случайно, что подобные режимы прочно утвердились и успешно  функционируют сегодня в индустриально  развитых странах, в то время как  даже в тех развивающихся странах, которые избрали в целом демократический  путь развития, применение принципов, форм и методов демократии оказывается  объективно ограниченным низким уровнем  экономического развития, нищетой основной массы населения, острыми социальными  конфликтами, чрезвычайно низкой общей  и особенно политико-правовой культурой  граждан. Это, конечно, не значит, что  среди развивающихся стран нет  и не может быть стран с демократическим  режимом. Но даже тогда, когда это  имеет место, речь может идти реально  чаще всего о либеральной, либерально-демократической  разновидности такого режима и лишь в отдельных случаях о становлении  собственно демократического режима. И в большинстве постсоциалистических стран происходит сегодня именно процесс становления подлинно и  последовательно демократических  государственно-политических режимов.

Говоря  обобщенно, для демократического государственно-политического  режима свойственны ряд общих  сущностных черт при всем многообразии конкретных форм его проявления. Важнейшие  из них состоят в следующем:

- Признание  и гарантированное осуществление  народовластия, суверенитета народа  в качестве фундаментальной основы  всей государственной и политической  системы страны.

- Законодательное  закрепление и гарантированное  осуществление основных общепризнанных  прав и свобод человека и  гражданина, обеспечивающие подлинную  и высокую свободу, автономность  и активную самодеятельность  граждан. 

- Связанность  государственной власти правом  и законом, подчиненность им  ее органов, т. е. правовой  характер этой власти.

- Разделение  и равенство ветвей государственной  власти - законодательной, исполнительной  и судебной, использование системы  разнообразных сдержек и противовесов  в процессе их взаимодействия. Эти ветви власти одновременно  независимы друг от друга и  взаимосвязаны. 

- Политический  плюрализм, обеспечивающий, в частности,  многопартийность.

- Политический  плюрализм и многопартийность, предполагающие  свободу организации и деятельности  оппозиции, периодическую легальную  и легитимную смену у руля  государственной власти представителей  различных партий и движений, беспрепятственное выражение мнения  оппозиционных сил по вопросам  правительственной политики и  государственного управления, уважительное  отношение к нему и учет  его при принятии государственной  властью политических и управленческих  решений и т.д. 

- Политический  плюрализм и многопартийность, органично  связанные и с необходимостью  обеспечения идеологической свободы  и идеологического многообразия, включая свободу агитации и  пропаганды, гласность, независимость  средств массовой информации  и т.д. 

- Широкое  реальное участие граждан в  осуществлении государственной  власти, т. е. применение принципа  партиципации как способа реализации  обратной связи государства с  населением.

- Децентрализация  государственной власти и развитие  местного самоуправления, позволяющие  обеспечить вертикальное разделение  власти и предотвратить монополизацию  этой власти вверху в ущерб  среднему и низшему звену государственной  системы. 

- Крайне  узкое, строго ограниченное законом  применение насильственных способов  и методов осуществления государственной  власти [5, С.48].

Либеральный, или либерально-демократический  режим - это такой вид демократического типа государственного властвования, в условиях которого демократические  способы, формы и методы осуществления  государственной власти получают сравнительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение. С одной стороны, такой  режим связан с достаточно высоким  уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные  и субъективные условия соответствующих  стран существенно ограничивают возможности использования демократических  средств и методов государственно-политического  правления. Это обусловливает то, что либеральный государственно-политический режим должен быть отнесен к демократическому типу государственного властвования и  в то же время выделен в его  рамках в особый вид демократических  режимов, отличный от собственно демократических  или развитых демократических режимов.

Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов  и идеалов либерализма (от лат. liberalis - свободный) - одного из важнейших и  распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в  особое, самостоятельное направление  в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные  истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически  классический либерализм сложился в  борьбе против феодального закабаления  личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие  граждан, равные возможности для  всех и каждого, демократические  формы социально-политической жизни.

Для либерализма  характеры: признание самоценности личности и изначального равенства  всех людей; индивидуализм, гуманизм и  космополитизм; отстаивание неотчуждаемых  прав, свобод и ответственности граждан, прежде всего прав на жизнь, свободу, собственность и стремление к  счастью; поддержка принципов народовластия, конституционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка; понимание государства как органа, основанного на договоре и консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека, не вмешивающегося в его частную жизнь, поддерживающего принципы рыночной экономики, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства в экономику. Классический либерализм, получивший широкое распространение и серьезное влияние во второй половине XIX - первой половине XX в., особенно в связи с созданием и деятельностью либеральных партий и приходом многих из них к власти, претерпел сегодня значительную эволюцию и обновление. В частности, современный либерализм или неолиберализм отличается большим восприятием идей плюралистической демократии и многообразия форм собственности, расширения и усиления роли государства в общественной жизни, социального государства, социальной справедливости и др.

Если  в прошлом, особенно в XIX в., либеральный  режим был присущ индустриально  развитым странам, переживавшим тогда  процесс становления подлинной  демократии, то в современном мире такие режимы особенно характерны для  постколониальных и постсоциалистических стран, переходящих от антидемократических  колониальных или тоталитарных режимов  к развитому демократическому правлению (Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка  и др.), серьезно продвинувшиеся по пути демократизации политической жизни, но пока еще далеко не достигшие уровня стран развитой демократии, а также  в некоторых постсоциалистических странах Европы.

Информация о работе Основные классификации политических режимов