Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:24, реферат
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение.
Теории происхождения государства и права.
1. Теологическая теория
2. Патриархальная.
3. Договорная теория.
4. Теория насилия.
5. Психологическая теория.
6. Расовая теория.
7. Органическая теория.
8. Материалистическая теория.
Заключение.
Примечание.
Список используемой литературы.
которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с
самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества,
народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо,
согласно Общественному договору, “только общая воля может управлять
силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть
общее благо” .
Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого
права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда
являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше
их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно
принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.
Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется
также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по
этому поводу Руссо, всегда “хотят быть неограниченными” . Хотя им
издавна твердили, что “самое лучшее средство стать таковыми - это
снискать любовь своих поданных” , однако это правило при дворах всегда
вызывало и будет вызывать только насмешки” .
Власть, возникающая из любви поданных, несомненно, наибольшая, но она
непрочна и условна. Поэтому “никогда не удовлетворяются ею государи” .
Личный интерес любых повелителей состоит прежде всего в том, “чтобы
народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться” .
Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что поданные всегда
будут оставаться совершенно покорными, что государь был бы заинтересован
в том, чтобы народ был могуществен, “дабы это могущество, будучи его
собственным, сделало государя грозным для соседей” . Но так как интерес
народа имеет “лишь второстепенное и подчиненное значение” и так как оба
предположения несовместимы, то естественно, что “государи всегда
предпочитают следовать тому правилу, которое для них непосредственно
выгодно” .
Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный,
отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих
руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не
только к тому, что “расстояние между государем и народом становится
слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи” , но
и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого
игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих
условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может
реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом,
заключает он, восстание, которое “приводит к убийству или свержение с
престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный” , как и
те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и
имуществом своих подданных. “Одной только силой он держался, одна только
сила его и низвергает” .
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения
государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что
народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание
государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Теория общественного договора подвергается критике по различным
причинам. Так, Коркунов полагал, что договорные начала в образовании
общества и государства приводят крайне индивидуалистическому пониманию
общественной жизни. При этом личность “признавалась над всеми
господствующей и все определяющей. Не личность считалась обусловленной
общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело
определяемым произволом отдельных личностей” . Шершеневич писал, что
сторонники механического представления редко становились на точку зрения
исторической действительности, постольку общественный договор для них
только методологический приём. “Для них не важно, было ли так в истории
или нет, для важно доказать, какой вид должно принять общество, если
предположить, что в основании его лежит общественный договор,
обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя
связанным общественными узами” .
Примерно с таких же позиций оценивает договорную теорию Трубецкой. Он
утверждает, что “не общество есть продукт свободного творчества
человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся
общественных условий, определенной исторической среды, часть социального
организма, подчиненная законам целого” .
А. И. Денисов, будучи сторонником материалистической теории
происхождения государства, писал, что “договорная теория антиисторична,
ибо в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем
эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно
определятся природой человека, она не замечает того, что человек
воздействует на природу и создает себе новые условия существования” .
Сторонники других концепций происхождения общества и государства, как
правило, относятся к ней критически, находят в ней существенные изъяны.
И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая
теория происхождения государства представляет собой лишь субъективный
взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка. Познать
закономерности общественного развития, возникновения и функционирования
государства - задача, как подтверждает история, чрезвычайно сложная. Ее
решение возможно на основе одновременной интеграции и дифференциации
научных усилий различных школ и направлений, занимающихся вопросами
происхождения государства и права.
Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно
неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее
исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной
концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного
строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки,
которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами,
входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение
правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной
обороны, содействие общему благосостоянию.
Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно-
естественное, предшествующее обществу и государству. Второе- позитивное
право- является порождением государства. Естественное право включает в
себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное
развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право
основывается на требованиях естественного.
Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных
правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для
каждого государства.
Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли
естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и
естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что “закон государства,
противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон”
. Тем не менее, “закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому,
что противно природе” . ^* По мере развития человеческой мысли данная
теория также совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она активно
использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи
естественной теории в этот период поддерживались и развивались многими
великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и
Спиноза, в Англии - Томас Гоббс и Локк, во Франции - Жан Жак Руссо,
Гольбах. В России одним из главных представителей этой теории права был
Радищев.
Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации
независимости (1776 г.) , во французской Декларации прав и свобод
человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах.
Естественные, прирожденные права человека получили конституционное
закрепление во всех современных правовых государствах.
Например в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: - каждый имеет право на
жизнь (Глава 2, ст. 20) ; - на свободу и личную неприкосновенность (ст.
22) ; - каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29) ; - каждый
имеет право на труд и отдых (ст. 37) .
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления
естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и
охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую
систему правового регулирования общественных отношений.
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против
идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении
власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ,
говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат
заключенный между ними и гражданами договор.
**
*4. Теория насилия *принадлежит к числу относительно новых теорий
государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху
рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в
результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование
теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что
возникновение частной собственности, классов и государства является
результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого
политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения
только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между
победителями и побежденными.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга,
Л. Гумплевича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой
общественного развития являются формы политических отношений, а
экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный
фактор возникновения государства следует искать в непосредственной
политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере
из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг
другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных
требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух
равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения
происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека,
так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без
подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством,
не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и
государство возникают как результат насилия одной части общества над
другой.
Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем
теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется
вследствие завоевания сильного племени более слабого. В итоге завоевания
возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится
господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и
оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению
частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею
обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту.
Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы:
господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании
над другим племенем, постепенно превращается в государство класса,
опирающегося на экономическое могущество последнего.
Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах.
Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя,
присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически
работать на себя, платить дань или подати. В результате такого
завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат,
создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в
государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие,
“возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на
различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из
которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая-
угнетенным и эксплуатируемым классом ^* ” .
Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые
возникали, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л. Гумплович
делал окончательный вывод, согласно которому “вследствие подчинения
одного класса людей другому образуется государство” , а из потребности
победителей обладать “живыми орудиями” возникали экономическая основа
античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином
и его слугою.
По мнению автора, “не из отдельных людей, как атомов, не из семейств,
как ячеек, создается государство. Не отдельные личности и не семейства
являются его основными частями” . Только из различных “человеческих
групп, из различных племен возникает государство и из них лишь состоит”
. Победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные -
“класс рабочих и служащих” .
Во внутренней и внешней вражде племен и заключается все дело, а не в
чем-то ином. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л.
Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать “главные
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права