Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:24, реферат
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение.
Теории происхождения государства и права.
1. Теологическая теория
2. Патриархальная.
3. Договорная теория.
4. Теория насилия.
5. Психологическая теория.
6. Расовая теория.
7. Органическая теория.
8. Материалистическая теория.
Заключение.
Примечание.
Список используемой литературы.
основные части, действительные краеугольные камни государства, - в
племенах, которые “мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих
племен создается государство. Они и только они предшествуют государству” .
Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни
“высшие” идеи, ни “известные потребности” или “рационалистические и
нравственные мотивы” , как это следует из других учений о происхождении
государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен
другими - одним словом, прямое насилие - “вот родители и повивальная
бабка государства” - являются основной причиной, согласно теории
насилия, возникновения данных источников.
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а
как глобальное, к тому же “естественное! явление, порождающее не только
единство противостоящих друг другу “элементов” государства - победителей
и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие
социально-экономические последствия.
Какие последствия имеются в виду? Прежде всего те, которые ассоциируются
с появлением рабства. Последнее возникает, по мнению Л, Гумпловича, не в
силу прежде всего внутренних причин, а затем уже внешних, как это имеет
место в истории, а, наоборот, исключительно в силу воздействия на
общество (племя, народ, нацию) извне, со стороны других сообществ,
племен, народов, в результате войн, порабощения и закабаления одних
племен или народов другими. Во всех подобных случаях, подчеркивают
сторонники теории насилия, появляется военное превосходство того или
иного народа (племени) над другим - “над жителями завоеванной страны” .
При этом ведущиеся войны, с одной стороны, производят “разрушительное
действие” , а с другой - в них обнаруживается и “некоторая
положительная, известным образом созидающая государства сила” .
Пока не было института рабства, пишет по этому поводу Л. Гумплович, пока
не хватало этого первого условия для продолжительной жизни, до тех пор
развитие государства было невозможно. О государственной жизни, о ее
хозяйственных основах племя тогда лишь могло думать, когда оно
приобретало необходимые для этого “живые орудия” , т.е. когда оно
“покоряло себе другое племя, порабощало и эту порабощенную массу
разделяло между отдельными своими членами, когда оно таким образом
создало первую государственную организацию...” .
Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит
лишь из “схожих между собой единоплеменников” , т.к. из “личностей,
родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе” , между
ними нет вражды, войн, а следовательно, и рабства. Когда же одно племя
покоряет другое, то тут же как неизбежный спутник вс6х завоеваний
появляются рабы, возникает и развивается институт рабства.
Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над
другими рассматривается и в качестве основных причин рабства. Что же
касается естественноисторического процесса зарождения и развития данного
института, то он или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй
план.
Остается открытым также вопрос о причинах и природе закабаления.
Захватнические войны, влекущие за собой порабощение одних племен
другими, или, наоборот, расслоения общества институт рабства порождал
захватнические войны? Ведь не следует забывать о том, что сам характер
захватнических войн, порабощение одних племен и народов другими
практически стали возможными лишь тогда. когда процесс развития орудий
труда и производства в обществе достиг такого уровня, когда экономически
стало возможным и выгодным закабалять побежденные племена и народы,
эксплуатировать их, превращая в рабов.
Другим далеко идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по
мнению сторонников теории насилия, непосредственно с завоеванием и
порабощением, является возникновением возникновение частной
собственности. Насилие порождает рабство ведет к появлению частной
собственности. С последней же связан, согласно теории насилия, переход
племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому земледельческому.
Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно не
физическую силу. Это - государство племени. Его основа - физическое
преобладание одного племени над другим.
По мере развития общества государство племени перерастает в государство
класса. Основой последнего является экономическое господство власть
имущих. Л. Гумплович отмечает, что одновременно с процессом превращения
племен в классы и сословия, а также эволюции государства протекает
процесс развития сознания. “Племенное сознание в современном государстве
отчасти исчезло, отчасти же, одновременно с превращением племен в
сословия и классы, сменилось сословным и классовым сознанием” .
Согласно теории насилия наряду с данными процессами развития общества и
государства протекает также процесс дальнейшей эволюции частной
собственности. Она рассматривается Л. Гумпловичем и его последователями
не иначе, как некое орудие или средство в руках государственной власти.
Не оспаривая процесс эволюции общества, государства и собственности,
следует обратить внимание на спорность решения вопроса о соотношении
собственности и власти. Исторический опыт не подтверждает тезиса,
выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что государственная
власть порождает частную собственность, а не наоборот. Не подтверждается
тезис и о том, что собственность является орудием государственной
власти. Все обстоит как раз наоборот. Собственность, в конечном счете,
обусловливает как само появление государственной власти, так и ее
характер. Собственность в основном определяет и ее служебную роль.
Можно по-разному относиться к научным исследованиям К. Маркса и Ф.
Энгельса, а также к их философским обобщениям и выводам. Но не подлежит
ни какому сомнению многократно подтвержденный самой жизнью их вывод,
сделанный на примере Англии, о том, что собственность “правит
аристократией” . Именно она “дает возможность купцам и фабрикантам
намечать депутатов для больших, а частью и для мелких городов;
собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью
подкупа” . Почему это происходит? Потому, что “народ еще не осознал ясно
существо собственности, потому, что он вообще еще, - по крайней мере в
деревне, - духовно мертв и потому мириться с тиранией собственности” .
Частично данные выводы справедливы и для современной России.
Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности,
следует заметить, что ее сторонники по разному характеризуют исторически
первые и современные государство и право. Если раннее государство и
право Л. Гумплович считал инструментами насилия, господства одних над
другими, закабаления и угнетения, то более поздние и современные ему
капиталистические он, во многом противореча самому себе, не считал
таковыми.
Развитие, по Гумпловичу, идет по направлению все более возрастающего
“равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими” . Все
больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется
“современное культурное государство” . Складываются такие его черты и
особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие
граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др.
Исходными причинами и условиями становления такого либерального
государства считается, однако, насилие.
Теория насилия, равно как ранее рассмотренная естественно правовая
теория, отражают взгляды лишь некоторых слоев общества и их
представителей на природу государства и на его происхождение.
Наряду с ними в мире всегда существовали и существуют другие довольно
известные теории. Среди них можно назвать, в частности, патриархальную
теорию, основателем которой по праву считается древнегреческий философ
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) . Согласно учению аристотеля
государство, являясь продуктом естественного развития, возникает р
результате появления и разразстания семьи. В основе образования
государств лежит естественное стремление людей к взаимному общению.
Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение
или род, а из всех селений или родов образуется государство.
Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, обнимающей
собой все другие образования и формы общения. Оно “появляется лишь
тогда, когда образуется общение ме6жду семьями и родами ради благой
жизни” .
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных
соображений, но и на основании исторического опыта, который
подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным
фактором существования государственности исторически длительное время
(например Золотая Орда) . Элемент насилия, как внутреннего, так и
внешность, объективно присутствовали ми сопровождали процесс любого
государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь) . В
более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в
образовании американского государства: борьба между Севером и
рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти
реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают
истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные
положения.
Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того,
что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас
создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным
насильственным путем.
**
*5. Психологическая теория *государства и права возникла в середине XIX
века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX
века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и
правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.) .
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических
взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории
состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках
организованного сообщества, а также в чувстве необходимости
коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях
общества в определенной организации, представители психологической
теории считают, что общество и государство есть следствие
психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования
государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно.
Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических
актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле
психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни,
которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической
теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому
взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими
законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие
представления об обществе и государстве.
Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его
возникновения объясняются многими объективными факторами:
биологическими, психологическими, экономическими, социальными,
религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд
ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории
человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон,
Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердяев) .
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается
объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми
психологическими переживаниями и потребностями людей.
Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у
одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости
потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе.
Потребность следовать их указаниям.
Психологическая теория государства и права рассматривала народ как
пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет
право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное) .
Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего
“голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда,
когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную
общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в
том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными
благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова
и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов
властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и “замкнутость” на
психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие
принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им
понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются
современной теорией государства и права.
**
*6. Расовая теория *берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в
целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права