Основы конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:47, лекция

Описание

Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

1. Основы конституционного строя РФ. Формы непосредственной демократии выборы, референдум..docx

— 48.80 Кб (Скачать документ)

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Избирательная система – это порядок проведения и организации выборов в органы государственной власти страны различных уровней власти.

Избирательная система РФ – это совокупность приемов и способов организации выборов органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

Избирательная система РФ включает в себя: 1) порядок выборов Президента РФ (Главы государства); 2) порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (нижней палаты парламента РФ); 3) порядок выборов в другие государственные органы власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые на основе всеобщего и прямого избирательного права; 4) порядок выборов в органы государственной власти субъектов РФ; 5) порядок выборов в органы местного самоуправления.

Виды выборов: 1) по тому, какие органы формируются, выборы могут быть Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т. д.; 2) по форме проведения выборов: непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная.

Мажоритарная избирательная система является упрощенной. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе  осуществляются по одномандатным избирательным  округам. Количество избирательных  округов в таком случае соответствует  количеству мандатов. Победителем в  каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное  законом большинство голосов  избирателей округа. Большинство  в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается  кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при  условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего  кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

 

Пропорциональная избирательная  система – порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.

В пропорциональной системе законом может устанавливаться  минимальное число голосов избирателей, поданных в поддержку той или  иной партии, блока, при котором партия, блок могут участвовать в распределении  мандатов.

Выделяют два вида пропорциональных систем:

 • пропорциональная система  с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;

 • пропорциональная избирательная  система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

 

В РФ используются обе вышеуказанные избирательные  системы, поэтому РФ – государство  со смешанной формой избирательной  системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.

При этом в РФ минимальное число голосов (на выборах в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ), при  получении которого партия или блок допускаются к распределению  мандатов, – 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.

 

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы  назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное  Собрание, Государственной Думы –  Президент РФ, представительного  органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем  голосования всегда является воскресенье.

В выборах  принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации  подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация  осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория  РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный  округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации  выборов формируются избирательные  комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность  всех избирательных комиссий (как  по подготовке к выборам, так и  по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а  их решения подлежат обязательному  опубликованию в государственных  или муниципальных средствах  массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия  в выборах должны пройти процедуру  регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной  комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки  регистрируются Центральной избирательной  комиссией.

После регистрации  кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие  избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут  осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения  предпочтения тому или иному кандидату  и т. п.

Предвыборная  агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в  списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ — осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. Например, посредством Ф.В. может быть сформировано Конституционное Собрание.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов:

а) очередные выборы — проводимые по истечении установленного законом  срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного  органа (выборного должностного лица) государственной власти;

 б) досрочные выборы —  проводимые в связи с досрочным  прекращением полномочий выборного  органа власти;

в) выборы в порядке ротации —  осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов  или депутатов одной из палат  представительного органа государственной  власти;

г) дополнительные выборы — вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий;

д) повторные выборы — проводимые в тех случаях, когда очередные выборы признаны несостоявшимися или недействительными.

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

1) референдум - это форма непосредственного  осуществления народом своей  власти;

2) способ выявления воли большинства  населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;

3) законопроекты, принятые на  референдуме, как правило, могут  изменяться либо отменяться только  путем принятия нового решения  на референдуме;

4) решение, принятое на референдуме,  не нуждается в утверждении  каким-либо другим органом и  вступает в силу, как правило,  с момента официального опубликования  результатов референдума 

Законодательную основу референдума составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, ФКЗ «О референдуме», другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

 

   В зависимости от времени  проведения референдумы делятся  на:

1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

   По порядку проведения  могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

   Виды референдума в зависимости  от территории:

  = всероссийский референдум (он  проводится по вопросам общефедерального  значения на основании решения  Президента РФ);

  = референдум субъекта РФ (он  проводится по вопросам ведения  соответствующего субъекта РФ  или совместного ведения РФ  и субъектов РФ, если указанные  вопросы не урегулированы Конституцией  РФ и федеральным законом);

  = местный референдум (он проводится  по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов  местного самоуправления).

 

На референдум Российской Федерации  не могут    выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов  Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или  продления срока полномочий Президента  РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации, а равно о проведении  досрочных выборов Президента  РФ, Государственной Думы или  досрочного формирования Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации либо об  отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального  бюджета, исполнения и изменения  внутренних финансовых обязательств  государства;

4) введения, изменения и отмены  федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их  уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья  и безопасности населения; 

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации  не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение  трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный  референдум Российской Федерации не проводится в течение года после  официального опубликования результатов  референдума Российской Федерации  с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума  Российской Федерации несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения  референдума и сбор подписей  в ее поддержку; 

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума,  формирование комиссий референдума,  составление списков участников  референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение  результатов референдума;

6) вступление в силу решения,  принятого на референдуме.

 

Организация и проведение референдума

Для реализации инициативы проведения референдума  со стороны граждан необходимо создать  инициативную группу, которая должна состоять из региональных подгрупп. Последние  должны быть созданы более чем  в половине субъектов Федерации, и в них должны входить не менее 100 участников референдума. В случае регистрации необходимого числа  региональных подгрупп регистрируется инициативная группа по проведению референдума.

Информация о работе Основы конституционного строя РФ