Основы теории права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, контрольная работа

Описание

Данная тема является актуальной, так как:
– правотворческая деятельность – сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства,
– принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Правотворчество: понятия, принципы, виды ……………………………. 5
1.1. Понятие правотворчества ……………………………………………….. 5
1.2. Виды правотворчества …………………………………………………. 7
1.3. Основные принципы правотворчества ………………………………… 9
1.4. Формы правотворчества ……………………………………………….. 11
2. Законотворчество как основной вид правотворчества ............................ 12
Заключение …………………………………………………………………. 13
Список литературы …………………………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа ОТП.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

Минобрнауки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального  управления и безопасности

Кафедра «Правовые основы государственной и муниципальной службы»

 

специальность 061000 –  «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Основы теории права»

На тему «Правотворчество: понятие, принципы, виды»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студентка     ________________(подпись) 

гр. З-Вт-080504-21(к)

 

 

 

Проверил:

Доктор юридических  наук                                    

Профессор

В.Ю. Войтович       ________________ (подпись)

 

 

 

 

 

 

Ижевск – 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Правотворчество: понятия, принципы, виды ……………………………. 5

1.1. Понятие правотворчества ……………………………………………….. 5

1.2.  Виды правотворчества …………………………………………………. 7

1.3. Основные принципы  правотворчества ………………………………… 9

1.4. Формы правотворчества ……………………………………………….. 11

2. Законотворчество как основной вид правотворчества ............................ 12

Заключение ………………………………………………………………….  13

Список литературы …………………………………………………………. 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс правотворчества  это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Еще со времен становления  государства, дабы установить хоть какой  минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас  правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.

Таким образом данная тема является актуальной, так как:

– Правотворчество имеет  огромное значение, потому что результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства;

– Правотворческая деятельность – сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права;

– Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.

В отечественной и  зарубежной литературе проблемам правотворчества  посвящено много книг, диссертаций  и статей. В частности Большая  Советская Энциклопедия трактует Правотворчество  как  деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил - правовых норм.

Целью данной работы является исследование понятия правотворчества. Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

– определить основные принципы правотворчества;

– рассмотреть виды правотворческой  деятельности, а также законотворчество как основной вид правотворчества

 

 

1. Правотворчество: понятия, принципы, виды

 

1.1. Понятие  правотворчества

 

Потребность общества и  государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц  и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает  государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество.

Правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс  совершенствования действующих  норм права, в котором активно  участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с  процедурой, установленной нормативными актами. Смысл и значение правотворчества  состоят в том, чтобы избрать  такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения. Результатом этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный, так и отрицательный характер. К правотворческой деятельности, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных актов, согласования проектов с заинтересованными органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных замечаний на проект и другие действия. Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

Правотворчество — составная  часть более широкого процесса —  правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых  нормативно-правовых актов, — это  показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

 

 

1.2. Виды правотворчества

 

Правотворчество – богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

– непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

– правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

– правотворчество  отдельных должностных лиц (например, Президента);

– правотворчество  органов местного самоуправления;

– локальное  правотворчество (например, на предприятии);

– правотворчество  общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости  от значимости правотворчество делится  на:

– законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

– делегированное правотворчество – нормотворческая  деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента;

– подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. 1

Основная причина  существования делегированного  правотворчества заключается в  сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Далеко не все  юридические нормы необходимо принимать  на уровне законотворчества. Есть ряд  ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т.д. Кроме того, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связанное «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В процессе правотворчества  реализуются следующие функции:

– обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;

– устранение (отмена) устаревших юридических  норм;

– восполнение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет  решить задачу совершенствования российского  законодательства.

 

 

1.3. Основные принципы правотворчества

 

Правотворчество, независимо от его вида, должно быть профессиональной деятельностью. Это обеспечит высокий уровень принятых правотворческих решений. А добиться высокого качества нормативных актов позволяет соблюдение принципов правотворчества, которые представляют собой организационные начала, определяющие существо, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности. Верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и другие, эти принципы являются базовыми и характерны не только для российской правовой системы.

– Демократизм. Предполагает активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности. Проявляется в обеспечении и установлении подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, прежде всего законов. Такой порядок должен обеспечивать полное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве. Необходимо учитывать общественное мнение и потребности различных слоев населения. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения.

– Законность и конституционность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа, соответствовать законам и иным актам высшей юридической силы. Этот принцип означает также строгое соблюдение правотворческой процедуры и формы принимаемых актов.

 

– Гуманизм. Выражается в направленности издаваемых актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

– Научный характер правотворчества. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

– Профессионализм. Предполагает обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективность механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

– Верховенство Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права.

– Оперативность, т.е. своевременность издания нормативных актов.

Названные принципы имеют  общепризнанный характер и следование им позволит поднять отечественное  право на уровень мировых законодательных  стандартов.

 

1.4. Формы правотворчества

 

Формы правотворчества:

– принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

– издание нормативно-правовых актов отдельными должностными лицами;

– правотворчество избирательного корпуса в ходе референдумов;

Информация о работе Основы теории права