Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, контрольная работа
Данная тема является актуальной, так как:
– правотворческая деятельность – сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства,
– принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Правотворчество: понятия, принципы, виды ……………………………. 5
1.1. Понятие правотворчества ……………………………………………….. 5
1.2. Виды правотворчества …………………………………………………. 7
1.3. Основные принципы правотворчества ………………………………… 9
1.4. Формы правотворчества ……………………………………………….. 11
2. Законотворчество как основной вид правотворчества ............................ 12
Заключение …………………………………………………………………. 13
Список литературы …………………………………………………………. 15
– формирование юридического прецедента;
– заключение нормативных договоров;
– правотворчество органов местного самоуправления;
– правотворчество руководителей предприятий, организаций;
– санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.
Принятие нормативных
актов является наиболее распространенным
видом правотворчества. Круг государственных
органов, имеющих право на такой
вид деятельности, исчерпывающим
образом закреплен в
2. Законотворчество
как основной вид правотворчества
Как разделяют категории «система права» и «система законодательства», так и разделяются понятия правотворчества и законотворчества.
Законотворчество – это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права. Целью законотворчества является создание закона (законодательного акта).
Законотворчество – стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества.
Если правотворчество – это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами, то законотворчество деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию законодательных актов.
Законотворческий процесс представляет особый вид деятельности, носящий интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специальных юридических методов, регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта.
Законодательная инициатива является важным демократическим правом компетентных органов и должностных лиц поставить перед Государственной думой вопрос о необходимости принятия конкретного закона либо внести в действующие федеральные законы необходимые коррективы. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Заключение
В ходе контрольной работы была рассмотрена тема «Правотворчество». В юридической литературе пока не сложилось единого мнения по вопросу о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «правотворчество».
Так, по мнению одних авторов,
правотворчество – это форма
государственного руководства обществом,
«…выражающаяся в издании нормативных
актов…», других – «…это в принципе
и главным образом
Правотворчество представляет собой деятельность компетентных субъектов. Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, а также народ при принятии законов путем референдума.
Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами. Задачей правотворчества является совершенствование правовой системы для достижения целей, которые ставит перед собой субъект правотворческого процесса. Результаты этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала.
В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.
В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам. В результате их применения обнаруживается множество "дыр", которые приходится немедленно "штопать".
Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.
Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. С- 186.
2. http://student.rostov.ru
3. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. - №3-4. - 2000г.
3. Мухина Ю. В. .Понятие регионального законодательного процесса // Юридический институт ИГУ. - Сибирский Юридический Вестник. – 2002.
4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М., 2001. – С. 660.
1 Теория государства и права: учебник /кол.авт.;отв. ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2006. С- 186.