Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель работы: выявить основные особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие муниципальной службы;
- исследовать основы муниципальной службы;
- дать понятие «юридической ответственности»;
- исследовать виды юридической ответственности;
- рассмотреть особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Введение 3
Глава 1. Понятие и основы муниципальной службы. 5
Глава 2. Понятие и виды юридической ответственности. 8
Глава 3. Особенности юридической ответственности муниципальных служащих. 13
Заключение 20
Список использованной литературы 23
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО–ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Теория государства и права
на тему: Особенности юридической ответственности муниципальных служащих в РФ
Выполнил: Саидгаджиев Т.Т.
студент заочного обучения,
курс 3, гр. ВЮ 210
специальность Юриспруденция
№ зачетной книжки - 190
преподаватель: Чирикин В.А.
Владимир 2011 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и основы муниципальной службы. 5
Глава 2. Понятие и виды юридической ответственности. 8
Глава 3. Особенности юридической ответственности
муниципальных служащих. 13
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Введение
Правовое государство, построение которого является для Российской Федерации одной из основных целей, предполагает наибольшую степень свободы для человека и гражданина и определяется принципом "разрешено все, что не запрещено законом", и именно в таком обществе право как регулятор общественной жизни берет на себя функции не столько охраны общественных отношений, сколько их регулирования, а юридическая ответственность выражается прежде всего в ответственном отношении к своим обязанностям самих участников общественных отношений и добросовестной реализации имеющихся прав и возложенных на них обязанностей.
Правонарушения в системе управления наносят серьезный ущерб обществу и государству, поскольку препятствуют осуществлению прав и обязанностей, справедливому распределению материальных и духовных благ. Любое государство стремится проводить политику и создавать условия для снижения уровня правонарушений, в том числе и на уровне местного самоуправления.
В данной работе объектом исследования является юридическая ответственность муниципальных служащих. Предметом – особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Цель работы: выявить основные особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие муниципальной службы;
- исследовать основы муниципальной службы;
- дать понятие «юридической ответственности»;
- исследовать виды юридической ответственности;
- рассмотреть особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Методологическая основа. Данная работа будет проводиться методом анализа: публицистических материалов; официальных документов принятых руководством РФ; научных работ и публикаций.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Первая глава посвящена основам муниципальной службы в РФ.
Вторая глава рассматривает понятие и виды юридической ответственности.
Третья глава рассматривает особенности юридической ответственности муниципальных служащих.
Глава 1. Понятие муниципальной службы.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. На выборные муниципальные должности действие закона об основах муниципальной службы не распространяется. К выборным муниципальным должностям относятся должности, замещаемые в результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.[1]
Муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудового договора, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Муниципальные должности включаются в штатное расписание должностей муниципальной службы в соответствии со структурой управления, закрепляемой в уставе муниципального образования. Каждая должность в органах местного самоуправления имеет установленный круг обязанностей, прав и ответственности по исполнению и обеспечению полномочий соответствующего органа местного самоуправления.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Муниципальная служба выполняет связующую роль между государством и местным сообществом. Основная задача муниципальной службы состоит в профессиональном выполнении функции государственного управления по отношению к населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования.
Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.
Муниципальная служба призвана выполнять функции:
— мониторинга общественных потребностей и интересов;
— выявления и анализа негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере;
— обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб;
— долгосрочного и текущего планирования, прогнозирования;
— организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации;
— контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений.
Муниципальными служащими могут являться граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, муниципальными служащими не являются. [2]
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом ФЗ 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Муниципальный служащий может привлекаться к ответственности по отношению, как к третьим лицам, так и к административному органу.
Федеральное законодательство устанавливает, лишь общие нормы о муниципальной службе и муниципальных должностях. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы, размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором закрепляются условия и порядок организации муниципальной службы. Помимо норм, определяющих общее правовое положение муниципального служащего, нормативными актами органов местного самоуправления регулируются полномочия должностных лиц в системе местного самоуправления.[3]
Глава 2. Понятие и виды юридической ответственности.
Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социально полезное и социально вредное), то и ответственность рассматривается в двух аспектах: позитивном и негативном. Позитивная ответственность наступает за будущее поведение, негативная – за уже совершенное. Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности “двухаспектной”, включающей в себя как негативную, так и позитивную. Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.
Юридическая ответственность представляет собой разновидность негативной ответственности. Юридическая ответственность – это реагирование государства в лице должностных лиц или органов на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия.[4]
Следуя этому подходу, ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц, реализуется как: во-первых, позитивная ответственность, то есть ответственная деятельность по решению вопросов местного значения; во-вторых, негативная ответственность – ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением в результате утраты доверия, перед государством в случае нарушения действующего законодательства, перед физическими и юридическими лицами в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Анализируя особенности позитивной и негативной ответственности в публичном праве, М. А. Краснов предложил такое определение юридической ответственности.
Ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу своего статуса строить поведение в соответствии с ожидаемой моделью, а другая сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает такое поведение и (или) его результаты, а в случае отрицательной оценки и наличия вины вправе определенным образом реагировать.[5]
Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением – таким поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права.
Любое правонарушение всегда определяется совокупностью
определенных признаков:
Во-первых, это всегда деяние (действие или бездействие).
Во-вторых, это деяние субъекта права, т.е. органа местного самоуправления или его должностного лица, которое обладает правоспособностью и дееспособностью:
Правоспособность – это способность физического или юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, в том числе для физических лиц независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д., которая приобретается с рождением и исчезает со смертью (для юридического лица – с момента регистрации образования или ликвидации). Она может быть ограничена только судом либо для юридического лица – регламентированными уставными или иными учредительными документами целями и задачами деятельности.
Дееспособность – это способность гражданина или юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В Российской Федерации возникает (по общему правилу) для гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а для юридического лица – с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.
В-третьих, такое деяние не только представляет социальную опасность, содержит реальную угрозу правам и законным интересам конкретных субъектов, но и наносит им вред.
В-четвертых, деяние обладает противоправностью, т.е. противоречит нормам права и нарушает их, что становится законным основанием для наступления определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение.
В-пятых, виновность субъекта права, т.е. осознанное нанесение вреда, при котором субъект понимает или должен понимать противоправность собственного поведения.
В-шестых, нормативная определенность правонарушения, когда правонарушением признается только такое деяние, которое предусмотрено законодательством (например, понятие налоговых правонарушений установлено административным и уголовным законодательством).
Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.
В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством.
В зависимости от вида юридической ответственности, можно выделять уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и муниципально-правовую ответственность.