Особенности правового учения Гуго Гроция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание

Право в собственном смысле Гроций отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".

Работа состоит из  1 файл

Особенности правового учения Гуго Гроция.doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Особенности правового учения Гуго Гроция.

  1. Правила естественного права, сформулированные Г. Гроцием.

      Право в собственном смысле  Гроций отличает от безвозмездного  распределения между отдельными  людьми и обществами причитающихся  им благ, поскольку "право в  собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности". Из понятия права как способности к общению вытекает более широкое право, свойственное разумной человеческой природе, наделенной способностью суждения о том «что способно нравиться или причинять вред, как в настоящем, так и в будущем».

    Исходный  пункт учения Гроция – это природа  человека, социальные качества людей.

    Основание права Гуго Гроций стремится отыскать в природе человека, а не в Боге. Люди соединяются в общества для  устроения правового порядка  вследствие безотчетного стремления к  общению (appetitus societatis), т. е. к сожительству с подобными себе в мирном единении, организованном согласно требованию разума. Таким образом право оказывается не производным, а первоначальным данным в природе человека.

      Гроций делит право на:

    

    Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума".

    Есть  два способа доказательства естественного  права:

    1) доказательство априори (умозрительный способ доказывания), которое состоит в обнаружении необходимого соответствия (или несоответствия) какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой;

    2) доказательство апостериори (опытный способ доказывания), состоящее в установлении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов. Второй способ не обладает совершенной достоверностью, но лишь некоторой вероятностью, коренящейся в положении о том, что общераспространенное следствие (в том числе и авторитетные признания мыслителей разных эпох и народов) предполагает исходную всеобщую причину (и общий смысл).

    На  этой основе Гуго Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):

    • воздержание от чужого имущества;
    • возвращение полученной чужой вещи;
    • возмещение полученной от чужой вещи выгоды;
    • обязанность соблюдения обещаний;
    • обязанность возмещения ущерба, причиненного по нашей вине;
    • воздаяние людям заслуженного наказания.

    Гуго  Гроций строит схему существующего  права на трех основах: на природе, на Боге и на договоре. Право вытекает из природы и будет естественным (jus naturale) или из воли и тогда будет положительным (jus voluntaitum).  

  1. Источники естественного права, согласно Г. Гроцию.

    Согласно  Гуго Гроцию, источником естественного права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

    Источником  естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению  человека с другими людьми.

    Естественное  право определяется им как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию, то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного предписания.

    В разумной природе человека - разумная социальная общительность, способность  к знанию и деятельности, согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле. К нему относятся:

    

    Сама  справедливость (т.е. естественно-правовой характер) воспрещений и предписаний  божественного права зависит, по существу, от их соответствия положениям естественного права.

      Естественное право «столь незыблемо,  что не может быть изменено  даже самим Богом. 

    Возражая  против представлений о том, что  справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что  именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием естественного права.

    Из  трактовки Гроцием проблем возникновения  внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность – лишь как повод.

    Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю. 

  1. Источники позитивного права, согласно Гуго Гроцию.

    Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю.

      Волеустановленное право также имеет свои составляющие:

    

    Человеческое  право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов.

    Право традиционно делится на:

    • частное право;
    • публичное право.

    Все производные от естественного права  должны соответствовать его началам.

    Волеустановленное право делится на Божественное и человеческое право.

    В свою очередь, человеческое право делится  на:

    1) внутригосударственное право –  это законодательство, в основе  которого заложен общественный  договор, 

    2)человеческое  право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом):

      • веления отца (отцовское право),
      • веления господина (господское право).

Это право  хотя и не исходит от верховной  власти, но подчиняется ей.

    3) человеческое право в широком  смысле:

      • международное право,
  • «право народов, а именно то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них».

  Сколько-нибудь значительной роли Божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..." Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

    Остановимся детальнее на вопросах человеческого  права в более широком смысле.

    Гуто  Гроций уделяет особое внимание классификации способов приобретения права собственности.

    

      

      
 

    Среди действий человека, направленных к  пользе других, можно различать акты благотворительности и акты обмена (договоры).

      Природа повелевает соблюдать  равенство в договорах, так  что нарушение его дает право требования той стороне, которая в обмене получила меньше. Г. Гроций дает обзор различных договорных отношений. Если обязательность исполнения договоров основывается на естественном праве, то обязанность возмещения причиненного вреда не менее естественна. Если вред причинен чести человека, он все же должен быть возмещен денежно, потому что деньги общее мерило всего, одаренного полезностью.

   По  естественному праву брак есть сожительство мужчины и женщины, которое ставит последнюю под надзор и охрану мужчины. Такое отношение основывается на договоре, которым женщина обязывается подчиниться мужчине. Этим ограничивается требование естественного права. Ни многоженство, ни развод не противоречат природе. Они запрещены только положительным правом, человеческим и божеским. Необходимость согласия отца на брак сына основывается только на законе гражданском, а не на естественном праве. Гуго Гроций сознает трудность оценки тех препятствий к браку, которые вытекают из родства и свойства.

    Гуго  Гроций устанавливает три периода в жизни детей:

       "С точки зрения естественного права отец может, если этого не запрещает положительный закон, заложить или даже продать сына, когда нет других способов прокормить ребенка". "Предполагается, что природа дает право делать все то, без чего невозможно достигнуть того, что сама она повелевает". За этими пределами действует уже положительное право во всем его разнообразии.

    Наследственное  право, по мнению Гроция, находится  в полном соответствии с требованиями природы. "Право завещать, в своем существе, тесно связано с правом собственности, а потому оно является учреждением права естественного", говорил Гуго Гроций. "Наследование по закону ничто иное, как завещание, основанное на предполагаемой воле". Нельзя думать, чтобы собственник, не оставивший завещания, желал предоставить свое имущество первому встречному, который в состоянии был бы овладеть им. Нужно встать на его точку зрения и предположить, кому он хотел бы оставить свое имущество.

      Самое естественное предположить, что человек имел в виду прежде всего своих детей, забота о которых внушена ему природой. Если детей нет, то имущество, доставшееся от восходящих, должно возвратиться в род, потому что это акт благодарности за дарение, который выше акта самого дарения. Имущество, собственным трудом приобретенное, должно идти к тем, кто ближе всего наследодателю. Очевидно, что такими лицами будут ближайшие родственники, потому что, чем ближе степень родства, тем, по общему правилу, теснее нравственная связь.

    Согласно  мнению Г. Гроция, право наказывания также основано на договоре. Природа сама подсказывает, что право наказания может принадлежать не равному, а только высшему, не по нравственной оценке, а по общественному положению.

    Наказание не может быть просто возмездием, потому что "это противоречило бы разумной природе, которая не позволяет человеку причинять подобному себе существу зло иначе, как в виду какого либо добра".

    В наказании, согласно Г.Гроцию, следует иметь в виду три стороны:

  • пользу того, кто совершил преступление(удерживает от совершения других преступлений) ,
  • пользу того, кто потерпел от преступления(вредное действие не было повторено ни тем же самым преступником, ни другими);
  • пользу всего мира (стремление сделать так, чтобы преступность исчезла или, по крайней мере, уменьшилась ).

Информация о работе Особенности правового учения Гуго Гроция