Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:19, контрольная работа
Право в собственном смысле Гроций отличает от безвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихся им благ, поскольку "право в собственном смысле слова имеет весьма отличную природу, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".
Особенности правового учения Гуго Гроция.
Право в собственном смысле
Гроций отличает от
Исходный пункт учения Гроция – это природа человека, социальные качества людей.
Основание права Гуго Гроций стремится отыскать в природе человека, а не в Боге. Люди соединяются в общества для устроения правового порядка вследствие безотчетного стремления к общению (appetitus societatis), т. е. к сожительству с подобными себе в мирном единении, организованном согласно требованию разума. Таким образом право оказывается не производным, а первоначальным данным в природе человека.
Гроций делит право на:
Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума".
Есть два способа доказательства естественного права:
1)
доказательство априори (
2) доказательство апостериори (опытный способ доказывания), состоящее в установлении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов. Второй способ не обладает совершенной достоверностью, но лишь некоторой вероятностью, коренящейся в положении о том, что общераспространенное следствие (в том числе и авторитетные признания мыслителей разных эпох и народов) предполагает исходную всеобщую причину (и общий смысл).
На этой основе Гуго Гроций определяет предписания естественного права (требования разума):
Гуго
Гроций строит схему существующего
права на трех основах: на природе, на Боге
и на договоре. Право вытекает из природы
и будет естественным (jus naturale) или из воли
и тогда будет положительным (jus voluntaitum).
Согласно Гуго Гроцию, источником естественного права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми.
Естественное право определяется им как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию, то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного предписания.
В разумной природе человека - разумная социальная общительность, способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле. К нему относятся:
Сама справедливость (т.е. естественно-правовой характер) воспрещений и предписаний божественного права зависит, по существу, от их соответствия положениям естественного права.
Естественное право «столь
Возражая против представлений о том, что справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием естественного права.
Из
трактовки Гроцием проблем
Право
в целом видится Гроцию весьма
многоплановым явлением. Он выделяет в
нем, например, наряду с правом естественным,
еще и право волеустановленное, т.е. имеющее
своим источником волю.
Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т.е. имеющее своим источником волю.
Волеустановленное право также имеет свои составляющие:
Человеческое право складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов.
Право традиционно делится на:
Все производные от естественного права должны соответствовать его началам.
Волеустановленное право делится на Божественное и человеческое право.
В свою очередь, человеческое право делится на:
1) внутригосударственное право – это законодательство, в основе которого заложен общественный договор,
2)человеческое право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом):
Это право хотя и не исходит от верховной власти, но подчиняется ей.
3) человеческое право в широком смысле:
Сколько-нибудь значительной роли Божественному праву Гроций не отводит: "Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом..." Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).
Остановимся детальнее на вопросах человеческого права в более широком смысле.
Гуто Гроций уделяет особое внимание классификации способов приобретения права собственности.
Среди действий человека, направленных к пользе других, можно различать акты благотворительности и акты обмена (договоры).
Природа повелевает соблюдать равенство в договорах, так что нарушение его дает право требования той стороне, которая в обмене получила меньше. Г. Гроций дает обзор различных договорных отношений. Если обязательность исполнения договоров основывается на естественном праве, то обязанность возмещения причиненного вреда не менее естественна. Если вред причинен чести человека, он все же должен быть возмещен денежно, потому что деньги общее мерило всего, одаренного полезностью.
По естественному праву брак есть сожительство мужчины и женщины, которое ставит последнюю под надзор и охрану мужчины. Такое отношение основывается на договоре, которым женщина обязывается подчиниться мужчине. Этим ограничивается требование естественного права. Ни многоженство, ни развод не противоречат природе. Они запрещены только положительным правом, человеческим и божеским. Необходимость согласия отца на брак сына основывается только на законе гражданском, а не на естественном праве. Гуго Гроций сознает трудность оценки тех препятствий к браку, которые вытекают из родства и свойства.
Гуго Гроций устанавливает три периода в жизни детей:
"С точки зрения естественного права отец может, если этого не запрещает положительный закон, заложить или даже продать сына, когда нет других способов прокормить ребенка". "Предполагается, что природа дает право делать все то, без чего невозможно достигнуть того, что сама она повелевает". За этими пределами действует уже положительное право во всем его разнообразии.
Наследственное право, по мнению Гроция, находится в полном соответствии с требованиями природы. "Право завещать, в своем существе, тесно связано с правом собственности, а потому оно является учреждением права естественного", говорил Гуго Гроций. "Наследование по закону ничто иное, как завещание, основанное на предполагаемой воле". Нельзя думать, чтобы собственник, не оставивший завещания, желал предоставить свое имущество первому встречному, который в состоянии был бы овладеть им. Нужно встать на его точку зрения и предположить, кому он хотел бы оставить свое имущество.
Самое естественное
Согласно мнению Г. Гроция, право наказывания также основано на договоре. Природа сама подсказывает, что право наказания может принадлежать не равному, а только высшему, не по нравственной оценке, а по общественному положению.
Наказание не может быть просто возмездием, потому что "это противоречило бы разумной природе, которая не позволяет человеку причинять подобному себе существу зло иначе, как в виду какого либо добра".
В наказании, согласно Г.Гроцию, следует иметь в виду три стороны:
Информация о работе Особенности правового учения Гуго Гроция