Ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание

Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны, научно неисчерпаемы и практически значимы. В современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности государственных служащих приобретают огромное практическое и теоретическое значение. В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Дисциплинарная ответственность государственных служащих….......5
Административная ответственность государственных служащих.......10
Уголовная ответственность государственных служащих…………….12
Гражданско-правовая ответственность государственных служащих..18
Заключение………………………………………………………………..21
Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

ответственность государственных служащих.docx

— 47.96 Кб (Скачать документ)

Особенно  выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и  государственных служащих, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов.8 Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.

 

  1. Уголовная  ответственность  государственных  служащих.

    Обязательным  признаком большинства должностных  преступлений являются корыстная или  иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в  предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный  мотив (получение взятки). Уголовные преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ9. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья - ст.105 - 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни - ст.131 - 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

    В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие - как должностные, так  и не должностные лица. Основные из них:

    - злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

    - превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

    - незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) - если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

    - получение взятки (ст.290 УК РФ) - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

    - дача взятки (ст.291 УК РФ) - дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

    - халатность (ст.293 УК РФ) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

    - контрабанда (ст.188 УК РФ) - перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

    Важным  критерием результативной предупредительной  деятельности вообще является соответствие содержания и иерархии предпринимаемых  мер содержанию и иерархии причин и условий должностной преступности. Поэтому меры предупреждения этой преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой, технический и даже воспитательный характер. Очевидным представляется то обстоятельство, что предупреждение различных должностных преступлений, прежде всего, связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни нашего общества.10 Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России - одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и более или менее эффективной стратегии предупреждения коррупционных преступлений.

    Еще одним комплексом мер предупреждения коррупционной преступности, является избавление значительной части населения  от материальной нужды. Здесь и более  эффективное использование бюджетных  средств, адресная защита социально  слабых слоев населения, повышение  заработной платы государственным  служащим и др. В целях предупреждения должностных преступлений должен более эффективно работать механизм государственного контроля за деятельностью в сфере исполнительной власти. Кроме того, необходимо установить жесткий социально-правовой контроль за деятельностью всех ветвей власти. Что представляется весьма сложной задачей. В частности, следует установить государственный контроль за проведением приватизации государственной собственности, предоставлением налоговых льгот отдельным организациям и многое другое.

    В области  правового регулирования борьбы с коррупцией наиболее существенным является снижение уровня неопределенности всего нормативно-правового комплекса  посредством аутентического толкования всех многозначных или не имеющих  определенного значения признаков, используемых при конструировании  правовых норм. Никаких правовых препятствий  к тому, чтобы российский законодатель принимал в качестве отдельных федеральных  законов официальное толкование ранее принятых правовых актов, не существует. Не существует препятствий для реализации этой идеи на уровне законодательства субъектов РФ и нормотворчества органов местного самоуправления, разумеется, в пределах их компетенции.

    Кодифицированные  нормативные акты: гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный и иные кодексы  целесообразно дополнить специальными разделами, содержащими толкование всех неопределенных понятий, а также  многозначных понятий, имеющих отличающиеся толкования применительно к различным  отраслям права. Частным средством уменьшения неопределенности правового комплекса может стать принципиальный переход от преимущественного использования при конструировании правовых норм альтернативных относительно определенных санкций («лишение свободы на срок от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой или исправительные работы на срок до двух лет или штраф на сумму от ста до семисот минимальных размеров оплаты труда» и т.п.) к преимущественному использованию альтернативных абсолютно определенных санкций («лишение свободы на два года или исправительные работы на один год). Противники такого решения видят в нем посягательство на свободу судебного усмотрения и соответственно резкое ограничение возможностей для тщательной дифференциации ответственности за правонарушения. Однако этот недостаток может быть в значительной степени компенсирован средствами юридической техники.

    Стремление  к экономии законодательного материала  сегодня доведено до абсурда, который  особенно очевиден на примере уголовного законодательства. Отечественный законодатель конструирует предельно общие нормы, объективно являющиеся одной из основ  коррупции. Определения коррупционного преступления должны содержать исчерпывающие перечни видов коррупционных правонарушений, на основании которых может быть создана адекватная система статистического учета и разграничена компетенция уполномоченных на борьбу с коррупцией правоохранительных органов. Техническое решение проблемы связано с внесением соответствующих дополнений в отраслевые кодифицированные законы и ведомственные нормативные акты, устанавливающие ответственность за дисциплинарные правонарушения.

    Это, впрочем, не исключает полезности законодательного закрепления основ антикоррупционной  политики государства. Соответствующий  нормативный акт должен определять те аспекты борьбы с коррупцией, которые не могут быть установлены  в иных законах, в частности:

    - понятия  коррупции

    - систему субъектов борьбы с коррупцией

    - систему мер борьбы с коррупцией

    - антикоррупционные  стандарты для всех наиболее  важных сфер социальной жизни.  Соответствующие дополнения должны  быть внесены, в частности,  в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»11.

    Международное сообщество, озабоченное транснациональной  коррупцией, рекомендует ввести в  национальное законодательство уголовную  ответственность за подкуп за рубежом. В США, например, действует Закон  об иностранной коррумпированной практике (ФКПА), предусматривающий санкции: до 2 млн. долл. штрафа для корпораций и до пяти лет тюремного заключения для физических лиц. В международных  документах есть множество других важнейших  положений и рекомендаций - не только уголовно-правовых, но и процессуальных, административных, гражданско-правовых, организационных, которые актуальны  для России. Вместе с тем, нельзя не заметить, что в настоящее время  активизировалась борьба с проявлениями коррупции. Так, Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. № 1384 создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого формируется Комиссия по разрешению конфликта интересов. Она будет рассматривать ситуации, при которых личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, государственных  гражданских служащих может повлиять на объективное исполнение должностных  обязанностей.

    Важно отметить, что в новом законодательстве о государственной службе впервые  разработан четкий механизм урегулирования конфликта интересов на государственной  гражданской службе. Закон предусматривает  образование в государственных  органах комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта  интересов. В работе этих комиссий должны участвовать независимые эксперты в количестве не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Введение этих норм призвано содействовать обеспечению  открытости государственной гражданской  службы и ее взаимосвязи с институтами  гражданского общества. Новое законодательство устанавливает единые принципы построения и функционирования системы государственной службы. Предусмотрена возможность поступления гражданина на государственную гражданскую службу и замещения гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы преимущественно на конкурсной основе, что объективно будет воздействовать на повышение профессионального уровня государственных служащих, улучшение его моральных качеств. Следовательно, закон способствует снижению коррупциогенности кадрового состава. В качестве одного из элементов антикоррупционного механизма следует также рассматривать положения закона, предусматривающие обязанность гражданина, поступающего на гражданскую службу, а также обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

  1. Гражданско-правовая ответственность  государственных  служащих.

    Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает  за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения должностных обязанностей. Обязательными условиями наступления материальной ответственности за причинение материального ущерба государственному органу госслужащими являются: нарушение должностных обязанностей, наличие прямого действительного ущерба, противоправность действий (бездействий) причинившего ущерб, причинная связь между противоправным действием и причинением материального ущерба, вина причинителя ущерба. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут.12 В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. 13 Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Информация о работе Ответственность государственных служащих