Парламент: общие характеристики и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 22:53, реферат

Описание

Парламент: общие характеристики и функции
Понятие и социальные функции
Представительный характер
Общая характеристика компетенции
Типы парламента
Порядок формирования и функции Национального собрания Республики Беларусь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА

Работа состоит из  1 файл

Парламент.docx

— 43.67 Кб (Скачать документ)

    Тем самым глава правительства или  министр принимают на себя ответственность  за данный акт монарха, ибо сам  монарх неответствен (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть неправ»).

    Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность  правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит  правительству недоверие или  откажет в доверии (ниже – в  п. 6 § 6 гл. VIII в связи с парламентским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом – мы покажем, в чем тут разница), правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.

    Однако  обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху  распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с  тем чтобы конфликт между законодательной  и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

    Изложенная  система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует  парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим  действует только при условии, что  в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства  и не может сформировать однопартийное  правительство. Такая ситуация традиционно  существует, например, в Дании, Нидерландах  и некоторых других странах.

    Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство  менее устойчиво, ибо тем сложнее  достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных  политических вопросов. Подчас стоит  какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено  уйти в отставку.

    Напротив, в странах, где существует двухпартийная  система (Великобритания, Канада, Австралия  и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.) и правительства в  принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом  и правительством практически превращается в свою противоположность.

    Юридически  парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

    Следовательно, при одной и той же форме  правления – парламентарной монархии – возможны два государственных  режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

    Из  развивающихся стран к числу  парламентарных монархий можно отнести  Малайзию, Таиланд, Непал, однако в последнем, учитывая реальное влияние монарха, приходится констатировать наличие  элементов дуалистического государственного режима. 

    Парламентарная  республика

    К этой форме правления относится  все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса  о главе государства.

    Вместо  слабого монарха мы наблюдаем  при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой  коллегией, включающей наряду с парламентом  обычно депутатов парламентов субъектов  федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или  министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ст. 74 Конституции  Республики Индии 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать  советам правительства.

    Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, –  политическая ответственность правительства  перед парламентом или его  нижней палатой. Как и там, ответственность  эта – часто солидарная: недоверие  одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего  правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать  от президента распустить парламент (его  нижнюю палату) и назначить новые  выборы.

    При парламентарной республике также возможны два государственных режима –  парламентарный (например, в Италии) и министериальный (например, в Германии).

    Чисто парламентарных республик не так  уж много. К ним можно отнести, кроме Германии и Италии, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и  некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает  действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.

    В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

    По  формальным признакам парламентарной республикой следует считать  и Союзную Республику Югославию, но существующий там авторитарный политический режим влияет и на государственный  режим, превращая его даже не в  министериальный, а в президенциальный. 

    Порядок формирования и функции  Национального собрания Республики Беларусь

    Парламент Беларуси называется Национальное собрание Республики Беларусь. Является органом  представительной и законодательной  власти Республики Беларусь.

    Парламент Беларуси состоит из двух палат:

    • Палата представителей
    • Совет Республики
 

    Палата  представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии. Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны.

    В Беларуси парламент избирается сроком на 4 года.

    Палата  представителей

    В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси.

    Депутаты  должны быть гражданами Беларуси в  возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут  в то же время работать в Совете Республики.

    Функции Палаты представителей:

  • рассмотрение проектов законов
  • назначение выборов Президента
  • одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост Премьер-министра
  • оценка работы правительства
  • инициация вотумов недоверия, если это необходимо

    Совет Республики

    Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.

    Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области  и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает  Президент Беларуси.

    Кандидаты в члены Совета Республики должны:

  • быть в возрасте от 30 лет
  • постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет

    Основная  функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

     
 
 
 
 
 

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА               

    Конституция уполномочивает Палату представителей проводить законодательную

    работу. Она определяет две формы актов - законы и постановления.

    Постановления в соответствии со статьёй 104 пунктом 1 принимаются по вопросам

    распорядительного и контрольного характера.

    В юридической литературе закон определяется как нормативный акт высшего

    представительного органа или не посредственно народа, обладающий высшей

    юридической силой, содержащий первичные правовые нормы, регулирующий

    важнейшие общественные отношения.

    Принято различать обыкновенные и конституционные  законы.

    К конституционным законодательным  актам (помимо Конституции) следует

    относить  законы о внесении в нее изменений  и дополнений, о введении в действие

    Конституции, о толковании Конституции.

    В отличие от обыкновенных законов  конституционные характеризуются принятием

    их  квалифицированным большинством.

    Важнейший отличительный признак конституционных  законов заключается в том,

    что они имеют строго очерченную сферу  регулирования, предназначаются главным

    образом для регулирования наиболее важных общественных отношений.

         Обыкновенные законы принимаются  простым большинством избранных  депутатов.

    Правом  законодательной  инициативы в РБ обладает Президент, депутаты Палаты

    представителей, члены Совета Республики и граждан   Республики Беларусь

    обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Это

    право реализуется в Палате представителей.

    Особая  роль Президента, как субъекта права  законодательной инициативы

    обусловлено тем, что он является главой государства. Президент основные

    направления внутренней и внешней политики государства, принимает меры по

    охране  суверенитета РБ, её целостности, обеспечению  согласованное

    функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, является

    гарантом  Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Все это необходимо

    законодательно  претворять в жизнь. Поэтому Конституция  наделяет его таким

    правом.

    Законопроекты, следствием принятия которых может  быть сокращение

    государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в

    Палату  представителей только с согласия Президента  либо по его поручению -

    Правительства

    Президент либо по его поручению Правительство  имеют право вносить предложения

    в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта

    закона  срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны

    рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня  внесения на их

    рассмотрение.

    По  требованию Президента либо, с его  согласия, Палата представителей, Совет

    Республики  на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь

Информация о работе Парламент: общие характеристики и функции