Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:23, реферат
Ответственность правительства зависит от того, совершены членами правительства при исполнении ими служебных обязанностей или как частными лицами те или иные правонарушения. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне с другими гражданами, но в некоторых странах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента, и судит его особый суд.
Понятие ответственности правительства.
Ответственность перед главой государства, перед парламентом.
Общая система парламентской ответственности зарубежных стран.
Ответственность правительства в Великобритании.
Ответственность правительства В США.
Ответственность правительства во Франции.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие ответственности правительства.
Ответственность перед главой государства, перед парламентом.
Общая
система парламентской
Ответственность
правительства в
Ответственность правительства В США.
Ответственность правительства во Франции.
1. Понятие ответственности
Правительство
- это коллегиальный орган исполнительной
власти, обладающий общей компетенцией,
осуществляющий руководство государственным
управлением. Оно возглавляет административную,
т.е. исполнительно-
Ответственность правительства зависит от того, совершены членами правительства при исполнении ими служебных обязанностей или как частными лицами те или иные правонарушения. В последнем случае в ряде стран они отвечают наравне с другими гражданами, но в некоторых странах предусмотрен министерский иммунитет: министр предается суду по постановлению парламента, и судит его особый суд.
Ответственность при исполнении служебных обязанностей возможна за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение служебных обязанностей. Она может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной.
Политическая ответственность возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства или министров неверной. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.
Формы
уголовной ответственности
В последние десятилетия несколько членов правительства в Италии, Японии (включая премьер-министров), вице-президент США, президент Бразилии, бывшие президенты Южной Кореи, отдельные министры были преданы суду за взяточничество или за неуплату налогов.
Гражданская ответственность выражается в исках по отношению к правительствам и министрам за причиненный физическим и юридическим лицам ущерб в случае нарушения законов при исполнении служебных обязанностей.
Дисциплинарная ответственность индивидуальна. Она выражается во взысканиях, налагаемых на министров президентом или премьер-министром за упущения по службе.
Следует,
прежде всего, отметить, что степень
ответственности правительства
в конечном счете предопределяется
формой правления и государственно-
О
парламентской ответственности
правительства можно говорить применительно
только к парламентарным государствам,
где правительство пребывает
у власти, пока пользуется парламентской
поддержкой. Частично это относится
и к полупрезидентским формам государственного
правления. «Поскольку в условиях парламентарной
системы правления правительство обычно
носит партийный характер, - справедливо
отмечает В.Б.Евдокимов, - постольку и остается
оно у власти до тех пор, пока его поддерживает
партия (партии), располагающая большинством
мест в парламенте или в его нижней палате.
Правовой основой такого положения служит
принцип политической ответственности
министров перед парламентом».
2. Ответственность
перед главой государства,
В
президентских республиках
В
парламентских республиках
Политическая ответственность министров перед парламентом может быть солидарной или индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания), при индивидуальной уходит только тот министр, которому
парламентом выражено недоверие. В некоторых странах возможен и тот и другой вид ответственности.
В
настоящее время наблюдается
тенденция усложнения процедур выражения
недоверия правительству и
С другой стороны, наряду с усложнением процедур выражения недоверия, сама по себе эта процедура получает широкое распространение.
3. Общая система парламентской
ответственности зарубежных стран.
Во
многих зарубежных конституциях принцип
ответственности правительства
перед парламентом находит
Основания ответственности правительства обычно не определяются, если не считать общие слова об утрате правительством доверия. В.А.Виноградов называет утрату доверия основанием конституционно-правовой ответственности правительства. Но «доверие» - термин, юридически чрезвычайно растяжимый, измерить это доверие обычными правовыми методами не представляется возможным.
Этот же автор со ссылкой на статью 156 Конституции Польши и ст.142 Конституции Австрии называет такие основания конституционно-правовой ответственности правительства как нарушение конституции или закона.1 Однако в названных статьях речь идет не о конституционно-правовой, а судебной ответственности министров, инициируемой парламентом, что не одно и то же.
В редких случаях вотум недоверия имеет под собой конкретные причины. Так, согласно статье 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей заслуживает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу. Повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия правительству (п.5).
Время
выражения недоверия
Зарубежная практика свидетельствует, что правительство отвечает чаще всего перед нижней палатой парламента, олицетворяющей принцип народного суверенитета. В редких случаях правительство несет ответственность перед обеими палатами одновременно – Казахстан, Италия, Румыния. Согласно Конституции Италии правительство должно получить доверие обеих палат. Каждая палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принимаемой поименным голосованием (ст. 94). Для Италии ответственность правительства перед обеими палатами имеет то объяснение, что обе палаты парламента – Палата депутатов и Сенат – избираются на одинаковых началах – посредством всеобщего и прямого голосования (ст.ст.56-57 Конституции). В Казахстане и Румынии ответственность правительства перед обеими палатами имеет ту особенность, что вопрос о недоверии правительству принимается на совместном заседании палат. Так, в Конституции Румынии записано, что Палата Депутатов и Сенат на совместном заседании могут отозвать выраженное Правительству доверие путем принятия резолюции недоверия большинством голосов депутатов и сенаторов.
Только в редких странах правительство отвечает перед верхней палатой – Кыргызстан. Во Франции Премьер-министр имеет право просить Сенат (верхняя палата) об одобрении общеполитической декларации правительства (ст.49 Конституции). О полной ответственности правительства перед верхней палатой, однако, говорить не приходится, поскольку отказ Сената в одобрении этой декларации не обязывает правительство к уходу в отставку.
Чаще всего, в зарубежных странах имеет место коллективная (солидарная) ответственность правительства, когда недоверие адресуется правительству в целом, либо даже отдельным членам правительства, если это вызывает правительственную отставку в целом. В Великобритании вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.2 «Поскольку действия отдельных министров, как правило, связаны с общей политикой, ответственность правительства является обычно коллективной».
В ряде стран недоверию подвергается не правительство в целом, а глава правительства – ФРГ, Албания, Венгрия, Кыргызстан, что для характеристики правительственной ответственности не имеет принципиального значения, поскольку отставка главы правительства, как правило, влечет отставку правительства в целом.
Индивидуальная
ответственность членов правительства
встречается реже, что соответствует
природе правительства как
В
некоторых странах
Информация о работе Парламентская ответственность правительства зарубежных стран