Перспективы развития правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Наряду с этим в правовом  государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

     Правовым считается то государство,  которое опирается на гражданское  общество, способное реально противодействовать  государству, его органам или  высшим должностным лицам, если  они не считаются с действующими  обыкновенными законами или с Конституцией. Отсутствие реальных рычагов воздействия общества на государство для предотвращения узурпации власти со стороны его органов или высших должностных лиц сводит правовое

государство на нет, делает его призрачным1.

     Е. А. Лукашева так пишет о взаимодействии гражданского общества и государства: «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству), демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственным (идеи равенства и справедливости), ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов).

     Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права».

     Подводя итог всему вышеизложенному,  можно сделать вывод о том,  что суть идеи правового государства  - в господстве права в общественной  и политической жизни, наличии  суверенной правовой власти. С  помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА. 

2.1. Условия и пути  формирования правового государства. 

     Верховенство легитимного закона  складывается тогда, когда тому

способствуют  экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом.

     Другим немаловажным условием  существования правового государства  является достижение высокого  уровня политического и правового  сознания людей, выработка у  них необходимой для активного  участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется

выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции  для сознательного участия их в управлении государственными и  общественными делами, утверждение  принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства, развитие системы

самоуправления  народа в центре и на местах, последовательное расширение и углубление в сфере  экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии1.

     Под правовой культурой принято  понимать совокупность знаний,

правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убеждённость, стремление, желание действовать так, как того требуют законы и подзаконные акты. Из данного определения видно, что держателем правовой культуры, культурным, с

позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает  законодательство, умеет им воспользоваться  не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории: законопослушных и правонарушителей.

     Ю. М. Новолодский предлагает  проведение кропотливой работы  по

формированию  общегосударственной программы  правового обучения населения и  становление основ правовой культуры. Важнейшим звеном такой программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение граждан, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их

мировоззрения1.

     Важными условиями и предпосылками  формирования правового государства  является также создание внутренне  единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия  в правовой системе, возникающая  время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.

     Существенное значение имеет  формирование авторитетной и  независимой судебной власти  – мощной защитницы конституционализма, конституционной законности и правопорядка в стране. Независимая судебная власть должна укрепить правовой профиль государственности, значительно облегчить нагрузки двух первых властей, понизить напряжённость в их взаимоотношениях, усилить момент их согласованного взаимодействия».

     Одним из существенных условий  формирования и функционирования  правового государства является  наличие в стране гражданского  общества. В отечественной и зарубежной  литературе существует довольно  много не совпадающих друг  с другом представлений о понятии гражданского общества и о характере его соотношения с государством. Нередко, например, гражданское общество понимается как система противостоящих государству и

«конкурирующих  между собой взглядов, интересов  и воззрений отдельных социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных объединений и движений, связанных между собой личными и общественными интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и

неправовыми правилами и обычаями.

     Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства1.

     Гражданское общество рассматривается  не только как гарант

последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как

важнейшее условие, гарант существования и  развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет  своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

     Наряду с выявлением условий  формирования правового государства,  необходимо обозначить пути данного  процесса, при следовании которым  правовое государство станет  реалией2:

- добиться  такого состояния общества, при  котором соблюдение закона было  бы выгоднее, чем его нарушение,  что предполагает высокий уровень  политического и правового сознания  людей, политической культуры  личности и общества, понимание  необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

- превращение  его правоохранительных органов  в рабочий механизм, активно содействующий  становлению правопорядка;

- децентрализация  управления, разграничение функций  центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенции последних;

- необходимо  сформировать экономическую основу  общества, которой являются производственные  отношения, основанные на многообразии  форм собственности, свободе предпринимательства.  Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

- поддерживать  режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращать попытки узурпации власти;

- создать  гражданское общество, т. е. систему  отношений между людьми, обеспечивающую  удовлетворение их неотъемлемых  прав и интересов на основе  самоуправления и свободы. Лишь  «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.

  • также необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
 

2.2. Соотношение правового  государства и  гражданского общества. 

     Вопрос о взаимоотношении гражданского общества и государства носит дискуссионный характер. Эта дискуссия имеет давнюю историю, которая продолжается и по сей день.

     С начала XIX века наблюдаются две  противоположные линии по обоснованию  парадигмы: гражданское общество - государство.

Одна  линия опирается на германскую культурную традицию (Гегель). Только государство (как абсолютный дух и универсальная  политическая общность) способно достичь  общий интерес. Маркс предложил  решить проблему, сняв различия между  гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

     Другая линия центр тяжести  переносит на свободу, ставя  ее превыше всех ценностей,  на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д.

     А. Арато предложил вместо дихотомического  противопоставления государства  и гражданского общества модель, состоящую из трех частей: гражданское  общество, политическое общество  и общество экономическое1.

     Сформулировать положения, на  которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, неплохо удалось и З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает, что:

1. Нет  однозначной зависимости между  существованием государства и  наличием или отсутствием гражданских  начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные, подчас и несвойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию.

2. Именно  государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам.

3. От  государства гражданское общество  вправе требовать защиты жизни,  здоровья, безопасности его граждан.

Информация о работе Перспективы развития правового государства