Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.
Наряду с этим в правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Правовым считается то
государство на нет, делает его призрачным1.
Е. А. Лукашева так пишет о взаимодействии гражданского общества и государства: «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству), демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственным (идеи равенства и справедливости), ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов).
Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права».
Подводя итог всему
ГЛАВА
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА.
2.1.
Условия и пути
формирования правового
государства.
Верховенство легитимного
способствуют экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом.
Другим немаловажным условием
существования правового
выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства, развитие системы
самоуправления народа в центре и на местах, последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии1.
Под правовой культурой
правопредписаний,
умений и навыков их правомерного
использования в своей
позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает законодательство, умеет им воспользоваться не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории: законопослушных и правонарушителей.
Ю. М. Новолодский предлагает проведение кропотливой работы по
формированию общегосударственной программы правового обучения населения и становление основ правовой культуры. Важнейшим звеном такой программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение граждан, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их
мировоззрения1.
Важными условиями и
Существенное значение имеет
формирование авторитетной и
независимой судебной власти
– мощной защитницы
Одним из существенных условий
формирования и
«конкурирующих
между собой взглядов, интересов
и воззрений отдельных
неправовыми правилами и обычаями.
Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются, прежде всего, такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства1.
Гражданское общество
последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как
важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.
Наряду с выявлением условий
формирования правового
- добиться
такого состояния общества, при
котором соблюдение закона
- превращение
его правоохранительных
- децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенции последних;
- необходимо
сформировать экономическую
- поддерживать режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращать попытки узурпации власти;
- создать
гражданское общество, т. е. систему
отношений между людьми, обеспечивающую
удовлетворение их
2.2.
Соотношение правового
государства и
гражданского общества.
Вопрос о взаимоотношении гражданского общества и государства носит дискуссионный характер. Эта дискуссия имеет давнюю историю, которая продолжается и по сей день.
С начала XIX века наблюдаются две
противоположные линии по
Одна линия опирается на германскую культурную традицию (Гегель). Только государство (как абсолютный дух и универсальная политическая общность) способно достичь общий интерес. Маркс предложил решить проблему, сняв различия между гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.
Другая линия центр тяжести переносит на свободу, ставя ее превыше всех ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д.
А. Арато предложил вместо
Сформулировать положения, на которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, неплохо удалось и З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает, что:
1. Нет
однозначной зависимости между
существованием государства и
наличием или отсутствием
2. Именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам.
3. От
государства гражданское
Информация о работе Перспективы развития правового государства