Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа
Целью исследования является анализ процесса формирования политики РК в отношении Турции и состояния казахстанско-турецких политических и экономических отношений на современном этапе с 1991года, сравнительный анализ процессов реформ в двух соседних странах, их эффективности и результативности в повышении благосостояния населения, выяснение причин успеха или неудач, определение значения реформенных процессов как элементов геополитики, становления и развития государства, так и для его международного положения.
Введение 2
Глава I. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока
Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе. …
2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана.
2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе
3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов
3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)
3.3. Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений. 33
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание Введение 2 Глава I. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе. … 2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана. 2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе 3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов 3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) 3.3. Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений. 33 Заключение. Список использованной литературы. Введение Процесс вхождения
Казахстана как нового государства
в мировое сообщество зависит, прежде
всего, от выбранного страной курса
во внешней и внутренней политике.
Установление равноправных дипломатических
отношений с другими государствами, двустороннее
и многостороннее сотрудничество, проводимые
в стране, реформы представляют огромный
интерес для исследования. Глава I. Политика Казахстана в странах Ближнего и Среднего Востока Углубление политических
и экономических отношений со
странами Ближнего и Среднего Востока
вызывает практический интерес с точки
зрения обеспечения сбалансированности
внешней политики Казахстана. При этом
приходится учитывать, что данный регион
представляет собой клубок сложных политических,
этнических и религиозных проблем, глубоких
противоречий современного мира, взаимоотношений
мировых религий. |
Данная инициатива
получила поддержку практически
во всех азиатских государствах, играющих
заметную роль в современных международных
отношениях. Особо важное значение имела
для Казахстана положительная реакция
Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада,
Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому
региону - Кыргызстана и Таджикистана.
Активное участие в процессе СВМДА приняли
даже такие политические антагонисты,
как Иран, Египет и Израиль.
В качестве наблюдателей в сложной, порой
вязкой дипломатической работе участвовали
США, Украина. Большое содействие в подготовке
соответствующих документов оказали также
эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила
Организация Исламская Конференция. Немалый
интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.
Напряженная работа на уровне экспертов
в рамках Специальной Рабочей Группы завершилась
встречей министров иностранных дел государств-участников
СВМДА. Собравшись 14 сентября 1999 года в
Алматы, руководители внешнеполитических
ведомств 14 стран впервые подписали документ,
имеющий принципиальное значение для
создания институтов безопасности в Азии,
- "Декларацию принципов, регулирующих
отношения между государствами-членами
СВМДА". В этом документе в развернутом
виде нашли свое отражение такие важные
положения, как суверенное равенство,
уважение прав, присущих суверенитету;
неприменение силы или угрозы силой; территориальная
целостность государств-членов; мирное
урегулирование споров; невмешательство
во внутренние дела; разоружение и контроль
за вооружениями; экономическое, социальное
и культурное сотрудничество; права человека
и основные свободы.
Итоги Алматинского форума вызвали широкий
резонанс в мировом сообществе. Политики,
дипломаты и исследователи международных
отношений сошлись во мнении, что сам факт
проведения совещания руководителей внешнеполитических
ведомств государств, многие из которых
находятся в неприязненных отношениях
друг с другом, а также подписание всеми
странами Декларации - это несомненный
успех казахстанской дипломатии.
Казахстан принимает активное участие
в деятельности таких организаций, как
ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП
ООН, ОИК и другие. В процессе реализации
находится инициированная Главой казахстанского
государства Специальная программа по
социально-экономическому развитию стран
Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО
и Европейской Экономической Комиссии
ООН.
Как весьма продуктивное можно оценить
взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша
страна исходит из необходимости более
развернутого диалога с ОБСЕ, включая
вопросы безопасности, экологии в Центральной
Азии. ОБСЕ еще не исчерпало своих возможностей
как универсальный механизм обеспечения
безопасности на обширном пространстве
Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно
ограничивать консультации с постсоветскими
государствами рамками обмена мнениями
о выборном процессе и соблюдении прав
человека, хотя эти вопросы представляют
несомненный практический интерес.
Что касается НАТО, то Казахстан присоединился
к программе "Партнерство во имя мира",
имея в виду сотрудничество не только
в военной сфере, но и регулярные консультации
в политической, научно-технической и
экологической областях.
Активизируется деятельность Казахстана
в рамках Организации экономического
сотрудничества. Приоритетное значение
для нашей страны имеют такие сферы, как
транспорт, коммуникации, торговля, энергетика.
В Казахстане уделяется повышенное внимание
развитию транспортной инфраструктуры.
Ставится задача полного и эффективного
использования транзитного потенциала
нашей страны. В этих целях наша страна
планирует присоединиться к международным
соглашениям о транзитных коридорах Юг-Север,
Восток-Запад. Изучаются также потенциальные
возможности транспортного проекта ТРАСЕКА.
В 1997 году произошла стыковка железных
дорог трансазиатской магистрали на участке
Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом,
морской порт Ляньюньган на восточном
побережье Китая соединился железной
дорогой с иранским портом Бендер-Аббас
в Персидском заливе через Урумчи, Алматы,
Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может
обеспечить Казахстану доступ к открытым
морям.
В начале 90-ходов XX века, ставших символом
крушения биполярной системы мироустройства,
международные отношения вступили в принципиально
новую фазу своего развития. Создавшиеся
условия открыли беспрецедентные возможности
для внешнеполитической и внешнеэкономической
активности многих государств, которые
длительный период были вынуждены балансировать
между интересами двух сверхдержав и блоков.
Особенно отчетливо такая тенденция проявилась
в странах Азии. Многие из государств азиатского
континента, обладая мощным экономическим
потенциалом, громадными трудовыми и природными
ресурсами, стали играть все возрастающую
роль не только в региональных делах, но
и оказывать существенное влияние на геополитические
процессы в мировом масштабе.
Нынешняя обстановка в Азии, особенно
в восточной ее части характеризуется
высокой динамикой политических и экономических
процессов, которые постепенно превращают
регион в один из основных полюсов в современных
международных отношениях. В последние
годы темпы экономического развития в
большинстве азиатских стран (рост ВВП
на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней
торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят
среднемировые показатели. На регион приходится
около 60 процентов мирового производства
и 40 процентов удельного веса в мировой
торговле. Согласно экспертным прогнозам,
к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим
ВНП пять государств будут азиатскими.
Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся
позиции стран оказал азиатский финансовый
кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который
нередко увязывают с попытками Запада
ограничить возрастающую роль Азии, имел
в конечном итоге положительный эффект.
Государства региона сумели заметно укрепить
экономическую жизнеспособность и в настоящее
время демонстрируют прежние темпы развития.
В значительной мере благодаря азиатскому
кризису в современном мире укрепилось
понимание, что наибольшую опасность стабильности
государств стали представлять скорее
финансовые и экономические факторы, нежели
военная угроза. Это обусловило значительное
усиление экономической составляющей
в стратегии национальной безопасности
государств
Изложенные факторы всесторонне учитываются
во внешней политике Казахстана - по сути
азиатского государства, - который имеет
собственные интересы в этом перспективном
регионе. Располагаясь на перекрестке
транспортных артерий Евразии и обладая
весомым экономическим потенциалом, Казахстан
вправе рассчитывать на достойное место
в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской
дипломатии в данном регионе состоит в
укреплении взаимовыгодных отношений
со странами на долгосрочной основе. Сотрудничество
с азиатскими государствами, безусловно,
соответствует национальным интересам
Казахстана, объективно усиливает его
международные позиции, способствует
успешному проведению экономических преобразований
внутри страны.
Государства Ближнего и Среднего Востока
органично входят в ареол важных интересов
Казахстана в силу их географической близости,
экономического потенциала, а также тесно
связанных исторических и культурных
корней с народами этих стран. Значимость
Ближнего и Среднего Востока подкрепляются
его уникальным геополитическим преимуществом,
имеющимися в этом регионе огромными людскими
и природными ресурсами. Указанные факторы
определяют устойчивое стремление многих
государств современного мира к наращиванию
широкомасштабного сотрудничества с этим
регионом.
Приоритетная задача казахстанской дипломатии
на Среднем Востоке состоит в планомерном
расширении взаимовыгодных экономических
связей и политического сотрудничества
с соответствующими странами. Развитие
продуктивных отношений нашей страны
с государствами Среднего Востока требует
сохранения сложного баланса политических
и экономических интересов всех участников
этого процесса, поиска взаимоприемлемых
компромиссов, жесткого отстаивания своих
национальных интересов.
Одним из наиболее влиятельных игроков
в этой части света является Турецкая
Республика - давний и стабильный партнер
Казахстана.
Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе
2.1.
Двусторонние торгово-
Казахстанско-турецкое
сотрудничество характеризуется повышенной
динамикой развития с первых дней
установления дипломатических отношений
(2 марта 1992 г.). Не прерываются плодотворные
контакты на высшем уровне, в том числе
в рамках саммитов тюркоязычных государств.
Стороны подписали пакет важных межгосударственных
соглашений, которые заложили фундамент
долгосрочного сотрудничества.
За последнее десятилетие эта страна добилась
значительных успехов в проведении рыночных
и демократических преобразований, сумела
укрепить свой международный авторитет.
Теоретическую базу турецкой внешней
политики, равно как экономики и доктрины
национальной безопасности, составляют
принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком:
обеспечение безопасности, эффективное
использование ресурсов развития и центральная
роль в регионе.
Катализатором этого процесса, особенно
на первоначальном этапе, стал такой фактор,
как историческая и культурная общность
наших народов. Несмотря на устремления
Анкары играть консолидирующую роль в
так называемом "тюркском мире", официальные
визиты Президента Т.Озала в Казахстан
(1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию
(1994 г.) продемонстрировали прагматичный
подход сторон к перспективам взаимного
сотрудничества. Стало очевидным, что
Казахстан готов всемерно развивать двусторонние
связи в политической, экономической и
гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам
на российском или иных направлениях своей
дипломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед
с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда
распрощался со стереотипом "старшего
брата". Это заявление было правильно
воспринято в Анкаре. Турция же недвусмысленно
демонстрировала, что ее внешнеполитические
предпочтения в первую очередь связаны
с США и Европой.
Тем не менее, наличие у обеих стран общих
интересов в сфере международной политики
и безопасности позволяет значительно
расширить спектр взаимного сотрудничества.
Одно из возможных направлений такого
взаимодействия обозначил на очередном
саммите Глав тюркоязычных государств
в Стамбуле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он
предложил принять специальную Хартию,
направленную на борьбу с международным
терроризмом. Предметом плодотворных
контактов является казахстанская инициатива
о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует
понимание и поддержку усилиям Казахстана
по созданию на евразийском пространстве
структуры, обеспечивающей прочную безопасность.
Можно констатировать, что, несмотря на
отсутствие серьезных проблем в двусторонних
отношениях, а также совпадение взглядов
по многим международным проблемам, турецкий
вектор стал весьма важным, но все же не
доминирующим во внешней политике Казахстана
(также как и других Центрально-азиатских
стран). Это подтвердили и итоговые документы
встреч Глав тюркоязычных государств
в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане
(1998 г.), которые не содержали положений,
указывающих на особые отношения указанных
стран в какой-либо иной сфере, кроме образования
и культуры.
Тем не менее, в Казахстане воздают должное
турецкому руководству и народу этого
государства за неизменно дружественное
отношение к нашей стране. Турция была
первым государством в мире, признавшим
независимость Казахстана. Неоценимый
вклад в становление и развитие плодотворного
сотрудничества между нашими странами
внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние торгово-экономические отношения
развиваются в целом поступательно и имеют
устойчивую тенденцию к расширению. По
объему внешнеторгового оборота Турции
со странами СНГ Казахстан входит в первую
тройку после России и Украины. Общий объем
турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую
экономику, превысил 500 млн. долларов. Вместе
с тем, отрицательное воздействие на развитие
взаимной торговли оказали азиатский
и российский финансовые кризисы. Если
в 1998 году общий товарооборот составил
почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот
показатель снизился вдвое. Такой откат
во взаимной торговле удается постепенно
компенсировать, о чем свидетельствует
достигнутый в 2000 году объем товарооборота
на уровне 206 млн. долларов.
Заметную активность проявляют турецкие
деловые круги в Казахстане. К началу 2000
года более 200 турецких фирм вели разработку
или приступили к реализации десятков
проектов на общую сумму 2 млрд. долларов.
Однако, несмотря на многочисленность
турецких компаний, работающих в Казахстане,
направление их деятельности ограничивается
в основном строительством и торговлей.
Они пока не представлены в таких секторах
экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение,
химия, переработка сельскохозяйственной
продукции и производство текстиля. В
свою очередь, казахстанские компании,
за исключением "Эйр Казахстан", не
представлены в Турции.
На 1 января 2002г. в Республике Казахстан
действовало 3995 совместных и иностранных
предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных
с участием партнеров из 107 стран (98), с
уставным капиталом в размере 183293,3 млн.
тенге. Наибольшее количество предприятий
с иностранными инвестициями расположено
на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане
и в Атырауской области действует - по
270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской
- 129.
Наибольшее число действующих предприятий
из числа стран Содружества создано с
фирмами Российской Федерации - 834, Кыргызстана
- 74, Узбекистана и Украины - по 53.
С участием стран из азиатского региона
на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных
и иностранных предприятия из 26 стран
Азии. К наиболее активным относятся: Турция
- 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика
Корея - 119.
В качестве фактора, способного заметно
оживить двустороннее сотрудничество,
дипломаты двух стран и зарубежные эксперты
по праву называют перспективы транспортировки
казахстанской нефти через территорию
Турции. В 1998 году была подписана Анкарская
Декларация, в которой лидеры Азербайджана,
Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана
и Министр энергетики США отметили важность
строительства транскаспийских и транскавказских
экспортных трубопроводов. Понятно, что
особая роль в этом контексте принадлежит
проблеме юридического статуса Каспия.
Позиция Турции заключается в поддержке
усилий Казахстана добиться раздела Каспия
на национальные сектора. Однако уникальность
и неоднозначное восприятие международным
сообществом ситуации вокруг Каспия не
позволяют Анкаре акцентировано выражать
свою позицию по этому вопросу.
В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита
ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева
была подписана Стамбульская Декларация
по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан".
Анкара придает большое значение этому
проекту, отводя ему роль основного экспортного
маршрута по доставке каспийской нефти
на мировые рынки. Казахстан же исходит
из многовариантности экспортных маршрутов
и экономической целесообразности каждого
проекта.
Подписание упомянутых документов - это,
скорее всего, лишь начальный этап перед
более сложной фазой - обсуждения технических
и коммерческих условий проекта. Здесь
необходимо выделить один существенный
момент: по мнению большинства специалистов,
"Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным
и жизнеспособным без казахстанской нефти.
Этим обстоятельством можно объяснить
активные дипломатические усилия Анкары,
Баку, Тбилиси и Вашингтона по склонению
Казахстана к участию в проекте. Только
в 2000 году подобную цель преследовали
миссии в Астану высокопоставленных представителей
Турции, Азербайджана и Грузии, а также
специального советника Президента США
по энергетическим ресурсам Каспийского
региона.
Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию
Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан.
Он информировал турецкого коллегу о том,
что в следующем году завершается строительство
КТК, что позволит увеличить экспорт нефти
через территорию России.
Открытие новых месторождений нефти на
казахстанском шельфе Каспия добавляет
уверенность в конечной реализации проекта
Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской
нефти по данному маршруту, поскольку
объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут
до 150 миллионов тонн. В этой связи он не
исключил возможность появления и других
маршрутов транспортировки в восточном
и южном направлениях, а также новых вариантов
в российском направлении, в частности,
ведущих к Балтийскому морю.
С турецкой
стороны было высказано предложение
о присоединении Казахстана к
Межправительственному Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге). Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения. Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран - особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому "наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться". Взамен же Сабахаттин пообещал "и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции". В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака "разведка" уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит. 2.2. Казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Успешное развитие
получило казахстанско-турецкое сотрудничество
в культурно-гуманитарной области. Наиболее
продвинутым проектом в сфере образования
стал Международный казахско-турецкий
Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.
На его развитие Правительством Турции
было выделено в общей сложности 60 млн.
долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее
учебное заведение с солидной методической
и экспериментальной базой, где обучаются
15 тыс. студентов. Продолжается обучение
на безвозмездной основе студентов и аспирантов
Казахстана в высших учебных заведениях
самой Турции. В свою очередь, в Казахстане
на пожертвования турецких бизнесменов
функционируют 26 казахско-турецких лицеев,
где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый
в 1998 году частный университет имени С.Демиреля.
Порядка 700 турецких граждан обучаются
в настоящее время в Казахстане, работают
десятки преподавателей из Турции. Многие
казахстанские ученые и специалисты преподают
различные технические и гуманитарные
дисциплины в турецких университетах. Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе 3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов Мировое сообщество
с удовлетворением отмечает, что
Казахстан и Турция, являясь крупными
Евразийскими государствами, последовательно
выступают за ускорение и углубление
процесса разносторонней интеграции между
странами континента. Как Турция, связанная
союзом со странами ЕС, так и Казахстан,
имеющий авторитет и играющий ключевую
роль в СНГ, оказывают содействие поиску
путей и развитию сотрудничества между
двумя крупными политико-экономическими
образованиями на континенте. Казахстан
также развивает прямые контакты с ЕС.
Изложенное подтверждает тот факт, что
наши отношения строятся не только в двусторонней
плоскости, но и в пространстве многостороннего
сотрудничества, в рамках таких авторитетных
между- народных и региональных структур,
как ООН, Организация по Безопасности
и сотрудничеству в Европе, Организация
экономического сотрудничества и Организация
Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс
рассматривается именно в контексте усиления
интеграции. Причем экономический аспект
этого процесса имеет большой удельный
вес. 3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) Организация экономического
сотрудничества (ОЭС)
была образована в 1985 году и является правопреемницей
Организации регионального сотрудничества
для развития (Иран, Пакистан и Турция).
В первоначальный период сотрудничество
в рамках этой организации носило преимущественно
двусторонний характер. После вступления
в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых
государств - Казахстана, Афганистана,
Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана,
Туркменистана и Узбекистана - деятельность
данного объединения значительно активизировалась. |
В марте 1996 года
в Иране была достигнута договоренность
о нефтяном обмене по основным техническим
аспектам, связанным с реализацией проекта
транспортировки казахстанской нефти
из порта Актау через Каспийское море
в Северный Иран. Стороны договорились,
что в первый год после заключения контракта
Казахстан поставит в один из иранских
каспийских портов сырую нефть в объеме
2 млн. тонн с дальнейшим наращиванием
ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен
Иран замещает аналогичный объем нефти
в Персидском заливе, взимая за это соответствующую
транзитную пошлину. Одним из вопросов,
затронутых на Ашгабадском саммите, было
предложение о прокладке газопровода
из Турции через большую часть стран-членов
ОЭС с конечным его завершением в Пакистане.
В настоящее время в вопросах использования
топливно-энергетических ресурсов государствами
региона пока преобладают тенденции защиты
собственных экономических интересов.
В результате, сложились определенные
диспропорции между ценами на энергоносители
на внутреннем и внешнем рынках. При этом
стоимость узбекского природного газа
и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана,
Таджикистана и Туркменистана, поставляемых
в южные районы Казахстана соизмерима
или превышает мировой уровень цен на
эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым
ценам получаемых энергоресурсов из соседних
стран приводит к значительным экономическим
потерям и вынуждает Казахстан вкладывать
инвестиции в развитие собственной энергетики.
Учитывая общность интересов, правительства
Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана
5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали
Соглашение об использовании топливно-энергетических
и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации
газопроводов в Центрально-азиатском
регионе. Реализация данного соглашения
позволит решить вопросы по взаимным экономически
обоснованным поставкам электроэнергии,
газа, угля и нефтепродуктов в увязке с
наиболее эффективным использованием
гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи,
по сближению ценовой и тарифной политики
в топливно-энергетическом комплексе.
Важное значение имело вступление в силу
Соглашения об упрощенном порядке визовых
процедур для бизнесменов из стран-членов
ОЭС и Соглашения о транзитной торговле
(ратифицированы Парламентом РК 9 октября
1996 г.), которое придало импульс торгово-экономическим
связям Казахстана. Наша страна получила
возможность беспошлинно использовать
транзит своих товаров через территории
государств, подписавших данные документы.
4 мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е
заседание Совета министров иностранных
дел ОЭС. Участники встречи заслушали
доклад Генерального секретаря о деятельности
Организации, обсудили бюджет Секретариата
на 2001 год, ежегодный план мероприятий
и программу работы Секретариата на 2001
год, состояние договорно-правовой базы
сотрудничества, бюджетные и аудиторские
вопросы. Они сошлись во мнении, что страны-члены
ОЭС должны постепенно устранять внутрирегиональные
тарифные и нетарифные барьеры, способствовать
дальнейшему развитию транспорта и коммуникаций,
ускорить ратификацию межгосударственных
соглашений. В целях активизации торговых
обменов было предложено разработать
региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА).
Было признано целесообразным согласовать
список приоритетных направлений и проектов
сотрудничества, сократить число официальных
мероприятий по линии ОЭС во избежание
нерационального использования сил и
средств, а также для обеспечения их высокой
продуктивности.
По итогам 11-го заседания принято Душанбинское
коммюнике, в котором нашло свое отражение
стремление государств ОЭС к повышению
эффективности ее деятельности и превращению
Организации в надежный инструмент многостороннего
сотрудничества в регионе.
Казахстан придерживается мнения, что
ОЭС как крупная региональная организация,
обладает весьма большим потенциалом.
Объединяющая государства евроазийского
континента с общей численностью населения
около 300 млн. человек, обладающих огромными
природными богатствами, разветвленной
сетью коммуникаций, Организация экономического
сотрудничества, несомненно, будет играть
возрастающую роль в системе мирохозяйственных
связей, принося пользу всем государствам-членам.
Казахстан считает необходимым повышать
практическую отдачу от деятельности
Организации, эффективность ее механизмов,
налаживать конструктивное взаимодействие
ее членов.
Информация о работе Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе