Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – описание особенностей политических режимов и анализ всех существующих режимов в России. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3
Глава 1. Политический режим как элемент формы государства…….….5
Глава 2. Виды политических режимов…………………………………..…..9
2.1 Общие вопросы классификации политических режимов………….......9
2.3. Антидемократические политические режимы…………………..……10
2.3.1. Авторитарный политический режим…………………………13
2.3.2. Тоталитарный политический режим………………………..17
2.3.3. Иные политические режимы………………………………….19
Глава 3. Политический режим современной России……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Политический режим как элемент формы государства…….….5
Глава 2. Виды политических режимов…………………………………..…..9
2.1 Общие вопросы классификации политических режимов………….......9
2.3. Антидемократические политические режимы…………………..……10
2.3.1.
Авторитарный политический
2.3.2.
Тоталитарный политический
2.3.3.
Иные политические режимы………………
Глава 3. Политический режим современной России……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как политический режим. Политический режим – это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории.
Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов.
Актуальность данной темы подтверждает то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
Предпринятые в последнее десятилетие попытки построить новую «демократическую» государственность в соответствии с «классическими» принципами политической демократии со всей наглядностью показали, что сложившийся в России политический режим - едва ли не главный фактор её политического развития, во многом детерминирующий сам характер политической жизни страны.
Ход событий в нашей стране сегодня свидетельствует о неоднозначном влиянии существующего политического режима на формирование и функционирование политических институтов, процесс развития демократии. С одной стороны, власть поддерживает стремление основных социальных групп российского общества, направленное на укрепление демократической государственности. С другой, демократические ценности в глазах общественности оказались во многом дискредитированы, проявляются тенденции к авторитаризации власти и сосредоточению её в руках узких политико-олигархических группировок. По существу, в России сложился политический режим являющийся демократическим только по составу политических институтов, а по способам осуществления политической власти всё больше напоминающий авторитарное правление.
Цель данной курсовой работы – описание особенностей политических режимов и анализ всех существующих режимов в России.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать
происхождение понятия
- рассмотреть
структуру и особенности
- проанализировать политические режимы России;
- особенности политических режимов России и США.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Методологическая основа исследования.
Теоретико-
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Форма
государства как совокупность его
внешних признаков показывает, какова
организация государственной
Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.
Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики – президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики – советская республика, суперпрезидентская республика.
Форма государственного (территориального) устройства – способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство – простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований.
Федеративное
государство – сложное государство,
части которого являются государствами
или государственными образованиями.
Третий элемент формы государства - государственный режим.
Определенный вклад в развитие теории «политических режимов» внес и Шарль Луи Монтескье, который рассматривал "чистые типы" политического правления, подошел с историко-географической меркой и четко обосновал, что политические учреждения и законы в обществе не просто являются результатом "общественного договора" или ниспосланы мудрым правителем. Эти законы весьма разнообразны в каждом конкретном обществе и всецело определяются его особенностями – климатом, "нравами", величиной территории, исторической обстановкой. Монтескье подробно рассматривает поэтому вопрос о среде функционирования политического режима – географической, психологической, социальной.
Французский мыслитель А.де Токвиль и приверженец его идей англичанин Джон Стюарт Милль были представителями развивающейся теории, активной демократии.
Демократическую теорию Запада разрабатывали такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Волстоункрафт, Дж.Ст.Милль, Токвиль. Позднее, за «переосмысление» взглядов на политический режим взялись представители теории марксизма. Развитием их идей занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин) работы которых, представляют для исследователя политических режимов несомненный интерес, прежде всего, как материалы знатоков функционирования коммунистического режима. И уже гораздо позднее одно из первых современных определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. Он понимал политический режим как "определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного ли нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления". Французский политолог Ж.- Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие "политический режим" принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке.
Современное
определение политического
Тип
политического режима определяется
уровнем развития и интенсивностью
общественно-политических процессов,
структурой правящей элиты, механизмом
ее формирования, состоянием свобод и
прав человека в обществе, состоянием
отношений с бюрократией (чиновничий аппарат),
господствующим в обществе типом легитимности,
развитостью общественно-политических
традиций, доминирующим в обществе политическим
сознанием и поведением.
Признаками политического режима являются:
-механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
-порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
-реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;
-система методов осуществления политической власти
(разрешительные – запретительные,
убеждение–принуждение,
экономические –
-характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное; каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
-состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина; реальность их гарантий;
-способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
-характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
-наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством; существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
-политический и юридический статус и роль армии в обществе;
-политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Если
форма правления отвечает на вопросы
о том, кто и как правит, осуществляет государственную
власть в государственно-организованном
обществе, как устроены, организованны
и действуют в нём государственно-властные
структуры (органы государства), то форма
национально-государственного и административно-