Политический режим современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – описание особенностей политических режимов и анализ всех существующих режимов в России. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….3
Глава 1. Политический режим как элемент формы государства…….….5
Глава 2. Виды политических режимов…………………………………..…..9
2.1 Общие вопросы классификации политических режимов………….......9
2.3. Антидемократические политические режимы…………………..……10
2.3.1. Авторитарный политический режим…………………………13
2.3.2. Тоталитарный политический режим………………………..17
2.3.3. Иные политические режимы………………………………….19
Глава 3. Политический режим современной России……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..29

Работа состоит из  1 файл

!!! ТГП - копия.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

     ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

     2.1 Общие вопросы классификации политических режимов

     Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. «На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти»1. Теория государства и права в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Наиболее же принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно:

-демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая);

-антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы).

       Рассмотрим характеристику каждого вида  политических режимов.  

     2.2 Демократические политические режимы

     Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) – народовластие –  это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и  принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.

     С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 

     «Демократический режим – характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом».

     Характерные черты демократического режима: 

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов.

2) Периодическая  выборность основных органов  государства. Правительство рождается  из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития  демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента – военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3)Демократия  защищает права отдельных личностей  и меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство  прав граждан на участие в  управлении государством: свобода  создания политических партий  и других объединений для выражения  своей воли, свобода мнений, право  на информацию и на участие  в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

     В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную. 

     При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

     Важным  каналом участия граждан в  осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и  прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

     Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе формой политического участия  является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

     Либеральная демократия  является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах, которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.       

     Характерным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое  терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.        

     Современная демократия – это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода – равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.     

     2.3 Антидемократические политические режимы

     2.3.1 Авторитарный политический режим

     Одним из наиболее распространенных в истории  типов политических режимов является авторитаризм.

       Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

     В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:          

1) Автократизм  (самовластие) или небольшое число  носителей власти. Ими могут быть  один человек (монарх, тиран) или  группа лиц (военная хунта, олигархическая группа ).

2)Неограниченность  власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью.         3)Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.                                               4)Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.  

5) Отказ  от тотального контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику.

6) Рекрутирование  политической элиты путём кооптации,  назначения сверху, а не конкурентной  электоральной борьбы.

     Учитывая  эти признаки авторитаризма, его  можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии).

       В политической жизни могут  участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны  ориентироваться на линию, выработанную  правящей партией, в противном  случае они запрещаются, разгоняются.  Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах.

     Авторитарному режиму противостоит демократический  режим, прежде всего наиболее современная  форма последнего - либерально-демократический  режим.

     Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. «Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты»2. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Информация о работе Политический режим современной России