Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель работы - исследовать политические режимы. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно: раскрыть понятие политического режима; изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов; раскрыть понятие и основные черты тоталитаризма; исследовать специфические особенности авторитарных политических режимов; рассмотреть современный политический режим в России. Данная проблема широко освещена в научной литературе1. В изученных работах рассматриваются проблемы политической организации современных обществ.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и классификация политического режима …………………..5
Глава II Общее и особенное в организации демократического и либерального режимов ………………………………………………………………...…… 10
Глава III. Понятие и основные черты тоталитаризма и авторитаризма …... 16
Глава IV. Современный политический режим в России …………………… 21
Заключение …………………………………………………………………..... 27
Список литературы ……………………………………………………………29
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Понятие и классификация политического режима …………………..5
Глава II Общее и особенное в организации демократического и либерального режимов ………………………………………………………………...…… 10
Глава III. Понятие и основные черты тоталитаризма и авторитаризма …... 16
Глава IV. Современный политический режим в России …………………… 21
Заключение …………………………………………………………………..... 27
Список литературы ……………………………………………………………29
Введение
В настоящее время проблема политических режимов является предметом научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления.
Цель работы - исследовать политические режимы. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач, а именно: раскрыть понятие политического режима; изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов; раскрыть понятие и основные черты тоталитаризма; исследовать специфические особенности авторитарных политических режимов; рассмотреть современный политический режим в России.
Данная проблема широко освещена в научной литературе1. В изученных работах рассматриваются проблемы политической организации современных обществ. Авторы показали предпосылки и структурные признаки демократий и диктатур нашего века. По мнению исследователей, термин "политический режим" представляет собой исторически конкретную характеристику функционирования политической системы. Современное демократическое государство понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и реально защищены права и свободы граждан. В конце XX в. недемократические режимы распались или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей2.
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства.
Работа содержит введение, четыре главы, заключение и список литературы.
Глава I. Понятие и классификация политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука, т.к. обществоведение в СССР оперировало другим понятием - политическая система. Необходимо отметить, что понятие «политический режим» существовал в науке о государстве и праве, во взаимосвязи с другими понятиями как «форма правления» и «форма государственного устройства». В 80-е гг. XX в. данная проблема стала одной из самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.
В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией “политическая система”. Необходимо отметить, что сложилось два подхода в понимании политического режима: политико-правовой (институциональный) и социологический.
В политико-правовом подходе акцент ставится на формально-юридические, процедурные характеристики осуществления власти. В данном случае понятие «режим» включает в себя форму правления или государственный строй. В государственно-правовой науке «политический режим» понимают как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти.
Второй подход рассматривает режим не только как «форму» и не только как структуру власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и как баланс социального и политического. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы
В научной литературе существует большое количество определений политического режима, но его универсального определения не существует. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Рассмотрим некоторые из определений.
Режим - совокупность властных структур, которые в значительной степени контролируют или задают способы функционирования и воспроизводства политического сообщества. С точки зрения структуры большинство политических режимов предполагает наличие правящей и оппозиционной группировок, или наличие правительства и оппозиции. Если действия оппозиции принимают характер антисистемных, правительство может быть отождествлено с режимом, однако методологически эти понятия следует различать.
Политолог Ж.Л. Кермонн под политическим режимом понимает совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
Режим - это упорядоченная динамика политической системы.
Политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.
Для того чтобы исследовать структуру режима, необходимо рассмотреть ряд вопросов: обладает ли правящая группа (элита) реальными полномочиями в управлении обществом; однородна ли она; в какой степени сосредоточила в своих руках власть и отвечает ли за свои решения; обладает ли механизмом самовоспроизводства и рекрутирования новых членов; открыта или закрыта; имеет способность трансформировать; признает ли институциональные ограничения своей власти, и какие идеи лежат в основе ее деятельности.
Необходимо подчеркнуть то, что возникновению и институционализации политической оппозиции способствуют конфликты, предполагающие нахождение компромисса. Общество, принявшее практику изгнания конфликта и оппозиции, постепенно утрачивает механизм саморегулирования и саморазвития, вследствие чего разрушается баланс власти.
Можно выделить три вида оппозиции: лояльная, умеренная и непримиримая. Режим считается стабильным, если большая часть оппозиционных партий и движений лояльны к действиям правительства, а непримиримые не в состоянии получить поддержку массовых социальных слоев. Выход на политическую сцену в качестве правящей силы умеренной оппозиции нередко рассматривается политологами как свидетельство углубления кризисных тенденций в обществе или их укрепление происходит за счет сужения лояльной оппозиции режиму3.
Американский политолог Р. Даль дает типологию политических режимов: гегемония, полиархия, смешанный. Он выделяет модели взаимодействия режима и оппозиции: запрещение оппозиции; лояльные оппозиции; от лояльности к полулояльности. Для принятия решений важна оценка имеющихся ресурсов: духовно-психологических и материально-силовых, т.е. совокупного потенциала, которым может располагать режим4.
Необходимо отметить, что проблема политической стабильности режима - одна из основных в политологии. Условие стабильности - легитимность и эффективность власти. Имеются различные способы поддержания стабильности, среди которых необходимо выделить следующие - могут быть использованы убеждение, принуждение или насилие в соответствии с политическими режимами: либеральными, умеренными, репрессивными и террористическими.
Общепринятая классификация режимов подразделяет их на демократические, авторитарные и тоталитарные, однако необходимо подчеркнуть, что она не является исчерпывающей.
Можно выделить основные характеристики демократического устройства. Существование конфликтующих интересов, формирование групп, соблюдающих правила и имеющих одинаковый доступ к информации. При демократическом устройстве конфликты развиваются и разрешаются в согласии с общепринятыми правилами, и их результаты разнонаправлены. Используется регулирование силы. Каждая группа, имеющая свои интересы, самостоятельно выбирает стратегию. Исходя из распределения экономических, идеологических и других ресурсов, демократическое устройство определяет, у каких из этих интересов существуют наибольшие шансы быть удовлетворенными, а какие удовлетворить невозможно. Необходимо отметить, что к демократическим институтам следует отнести конституцию, которая закрепляет приоритет прав личности перед государством; разделение властей; политические свободы; многопартийную систему. В основе разделения демократических устройств лежит принцип их социокультурной уникальности.
Авторитарные режимы имеют между собой мало общего. Единственное, что их объединяет, это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. К универсальным характеристикам авторитаризма можно отнести следующие: стремление исключить политическую оппозицию из процесса принятия решений; использование силы и отсутствие контроля за осуществлением власти; стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные институты общества; поиски новых источников власти и новой идеологии; закрытость и раскол правящей элиты. Среди разновидностей авторитарных режимов можно выделить однопартийные системы, военные режимы, режимы личной власти, бюрократически-олигархические режимы5.
Тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Он возникает в результате всеобщего социального, экономического и политического кризиса. Можно выделить ряд универсальных характеристик тоталитарных режимов. В основе режима лежит идеологическая доктрина хилиастической направленности с "образом врага" в качестве обязательного компонента; единственная массовая партия. В наличии также система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию и одновременно осуществляющего надзор над ней самой. Осуществляется контроль над всеми СМИ, над вооруженными силами и экономикой.
Политические режимы, также могут быть классифицированы и по иным признакам. В рамках конституционного направления принято выделять два основных вида режимов - парламентские и президентские. С точки зрения взаимодействия между правящими элитами и обществом различают традиционные, мобилизационные и автономные режимы, либеральные и террористические. На основе легитимизации власти правящей группировкой различаются между собой светские и теократические режимы6.
Глава II Общее и особенное в организации демократического и либерального режимов
Демократический и либеральный режимы - это разновидности общедемократического пути реализации государственной власти. Необходимо отметить, что современный демократический политический режим является сложным и многоаспектным явлением7. Демократический и либеральный политические режимы имеют общие черты, что позволяет им относиться к одному и тому же демократическому типу государственной власти. Однако между ними имеются и существенные видовые различия, которые требуют их научного разграничения.
В основе данных режимов социально ориентированная экономика, которая позволят достичь высокого жизненного уровня населения, гражданское общество, где реализуются принципы социальной справедливости и социального согласия. Данные режимы функционируют в индустриально развитых странах, а в большинстве постсоциалистических стран сегодня только идет процесс становления демократических государственно-политических режимов.
Демократия (греч. δηµοκρατία - «власть народа») - вид политического режима государства, главной отличительной чертой которого является, прежде всего, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина8.
Демократия известна в истории как один из древнейших видов политических режимов, при этом исторически выразившаяся в нескольких своих видах (примитивная (прямая первобытная), общинно-родовая, военно-племенная, античная). Демократия (древнегр. demos — народ, cratos — власть) представлялась как режим, при котором власть передается одному, по мнению большинства (наделенного правом голоса), лучшему в государстве, племени, полисе, либо группе лиц через аналогичные процедуры, либо всем наделенным политическими правами членам общества9.
Необходимо определить ряд признаков, традиционно присущих демократии.
Демократия — это политический режим, при котором верховная власть принадлежит гражданам данного государства. В связи с этим в государстве действуют демократические институты, которые реализуют суверенные права народа. Народный суверенитет — не позволяет говорить о верховной власти одного лица, тем самым делает не возможным перевод демократического политического режима в авторитарный, тоталитарный или тиранический10.
Основной составляющей, позволяющей говорить об исполнении вышеуказанного признака демократии, является избираемость народом высшего политического органа государства. Для демократического режима характерно управление через волю народа, который выражает свои интересы (в пропорциональной системе) через формирование высших государственных органов, тем самым, создается возможность исполнения политической воли народа.
В демократии избиратели должны быть равны в правах, а избирательное право являться всеобщим. Выборы являются наиболее ярким средством воплощения народовластия, они должны быть альтернативными. Также свободное количественное выдвижение кандидатов на государственные и муниципальные должности является одним из наиболее важных условий, не позволяющим внутренне через демократические процедуры перерасти политическому режиму из демократии в тоталитаризм либо авторитаризм.
Неотъемлемым признаком демократического политического режима является совместная выработка государством и обществом действенных механизмов предотвращения любого рода политических конфликтов: между ветвями власти, большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, религиозными конфессиями. Одним из наиболее важнейших признаков демократии есть гарантированное и неукоснительное соблюдение прав и свобод каждого. Исполнение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в демократических государствах становится первейшей задачей государственных органов. Однако стоит заметить, что закрепление в нормативных актах данного принципа характерно и для других политических режимов, но либо не в полной мере, либо в интересах ограниченной группы лиц, либо декларативно, т. е. без дальнейшего их использования. На основании этого признака мы можем отличить реальную, современную демократию от одноименных исторических рудиментов.