Политическое и правовое учение Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:27, реферат

Описание

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Как мы увидели, осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………...2
1. Краткая биография Томаса Гоббса…………………………………………... 3
2. Естественные законы Томаса Гоббса………………………………………... 9
3. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете………………………………………………....15
Заключение. ……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы...…………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ.docx

— 47.69 Кб (Скачать документ)

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными  в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет  одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк». Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства спасения от врагов». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит «... иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека». В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все –«… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни». В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты.

Так или иначе, но «…люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтому каждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность. Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».

Именно о состоянии  всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о «естественном  состоянии человеческого рода»  и трактует его как отсутствие гражданского общества, т.е. государственной  организации, государственно-правового  регулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной  организации и управления, царят  произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и  кратковременна». Однако, в природе людей заложены, по Гоббсу, не только силы ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех», люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх, смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием».[5] Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право - «т.е. свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни» уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению». Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть то, что иначе называется естественными законами.

Гоббс отмечает, что следует  различать jus и lex - право и закон, «ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому». Таким образом, естественный закон не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума. Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его действий", а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим Богом, могут быть выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия естественного закона", т.е. при помощи разума. Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.

Поэтому первая часть основного  естественного закона, выведенного  философом, гласит: следует искать мира и следовать ему. Вторая часть  есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами. Из основного закона Гоббс выводит, опираясь на свой синтетический метод, остальные естественные законы. Важнейшим  среди них является отказ каждого  от своих прав в той мере, в  какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается по Гоббсу, или простым отречением от него, или перенесением его на другого человека. Но не все права человека могут быть отчуждаемы - человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.д. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора - «Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права». В том случае, когда договор заключается по поводу того, что относится к будущему, он именуется соглашением. Соглашения могут заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.

Из второго естественного  закона вытекает третий: люди обязаны  выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние  не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.

В "Левиафане" Гоббс кроме указанных трех, указал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Так, например, шестой естественный закон гласит: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого.[8] Девятый закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость[9]. Одиннадцатый закон (беспристрастие) обязывает ..если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Ибо в противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной.[10] Шестнадцатый закон гласит, что в случае спора стороны должны подчинить свое решению арбитра.

Таким образом, все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».

Абсолютная власть государства  – вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализация естественных законов. Она принуждает индивида выполнять  их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены  с разумом, то гражданские – опираются  на силу. Однако по своему содержанию они  одинаковы. Всякие произвольные выдумки  законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те естественные законы, но только подкрепленные  авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым  волеизъявлением государства. Ставя  гражданские законы в такую строгую  зависимость от естественных, Т. Гоббс  хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву.

 

 

3. Происхождение, сущность, цель, формы государства.

 

 

Учение о государственном  суверенитете

 

Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти.

Государство, считал он, возникает  на основе договора. Основа государства  лежит в разумном стремлении людей  к самосохранению и безопасности. Т. Гоббс считает, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Таким образом, государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенность и постоянной угрозы насильственной смерти – спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную общественную власть над собой.

Но в обоих случаях  власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан "в  единую волю" - «Такая общая власть, которая была бы способна защитить людей от вторжения чужеземцев и  от несправедливостей, причиняемых  друг другу, и, таким образом, доставить  им ту безопасность, при которой  они могли бы кормиться от трудов своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю».

В «Левиафане» Гоббс дал  развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты» Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

С точки зрения Т.Гоббса, государства могут возникать  не только через добровольное согласие индивидов образовать единое лицо и  подчиняться ему в надежде  на то, что оно сумеет защитить их против всех. Иной путь – приобретение верховной власти силой. Т. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или политическими государствами..Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает. Стоит отметить, что в этой классификации государств просматривается неприязнь Т.Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим порядкам.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором  обеспечены: право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности.

Критериями определения  полномочий верховной власти для  Гоббса являлось, прежде всего, ее способность  преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно  ее представить». Тот, кому вручена (передана) верховная власть (суверен), не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. Суверен может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.  
Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому. «Делить власть государства – значит, разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Таким образом, Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.

Государственная власть, как  считает Гоббс, чтобы выполнить  свое главное назначение - обеспечение  мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она  должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются  ею и только от нее получают свою силу.

Отстаивая единство верховной  власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал  другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения  компетенции в осуществлении  власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном  механизме как гарантию упорядоченности  и контроля.

Государство обладает наивысшей  возможной властью и оно "безнаказанно может делать все, что ему угодно

Вместе с тем автор "Левиафана" подчиняя индивида абсолютной власти государства, тем не менее, оставляет  ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность –  право на восстание. Она открывается  лишь тогда, когда суверен, вопреки  естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения  врагов.

Цель государства - упразднить естественное состояние человека, и  водворить порядок, при котором  людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. Но для  сохранения состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

 Первое право Гоббс  называет "мечом справедливости" - то есть право награждать  и наказывать той мерой, какую  суверен сам сочтет разумной. Суверену предоставлено право  награждать богатством и почестями, а также накладывать телесные и денежные наказания, как и наказание бесчестием, на всякого подданного в соответствии с ранее изданным сувереном законом. А если такого закона не было, то суверену предоставлено право награждать и наказывать соответственно тому, как он это сочтет разумным, чтобы поощрить людей к служению государству или удержать их от нанесения вреда ему.  

Второе право суверена есть "меч войны", то есть право  объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что он найдет полезным. Сюда можно также  отнести право установления количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит  от существования войск, сила же войск  зависит от единства государства, а  единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право юрисдикции. Суверену принадлежит судебная власть и право решать споры.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что  до установления государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства  все должно быть определено, что кому принадлежит.

 Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.

Информация о работе Политическое и правовое учение Гоббса