Политическое и правовое учение Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:27, реферат

Описание

Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Как мы увидели, осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………...2
1. Краткая биография Томаса Гоббса…………………………………………... 3
2. Естественные законы Томаса Гоббса………………………………………... 9
3. Происхождение, сущность, цель, формы государства. Учение о государственном суверенитете………………………………………………....15
Заключение. ……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы...…………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

МИНОБРНАУКИ.docx

— 47.69 Кб (Скачать документ)

 Шестое право - право  запрещать вредные учения, ведущие  к нарушению мира и спокойствия  внутри государства, а также  направленные на подрыв государственного  единства.

 Седьмое право –  право раздавать почетные титулы  и определять то положение  в обществе, которое каждый человек  должен занимать, и те знаки  уважения, которые подданные должны  оказывать друг другу при публичных  и частных встречах. Все остальные  права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них. Стоит отметить, что Гоббс понимал, что предлагавшийся им подход к определению размера правомочий суверена, объема содержания абсолютной власти способен отвратить людей от нее. Однако, он уверяет: «В абсолютной власти нет ничего тягостного, если не считать того, что человеческие установления не могут существовать без некоторых неудобств. И эти неудобства зависят от граждан, а не от власти». Следовательно, задачей власти является, стало быть, обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь?

Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности  пользования всеми этими благами  жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права, о которых было сказано выше.  
Но наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гоббсу не одни только полицейско-охранительные функции Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (в особенности внушением подданным сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).  

 

Заключение 

Таким образом, политическое и правовое учение Гоббса находится  в русле теорий естественного  права и договорного происхождения  политической власти. Как мы увидели, осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности  Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.

Концепция же Гоббса об абсолютной государственной власти цена открытым и ясным выражением весьма типичного для определенного толка идеологии представления об основном достоинстве государства

В произведениях Гоббса много  говорится об «обязанностях суверена». Все они, содержатся в одном положении: благо народа – высший закон. Долг суверена, по Т.Гоббсу, хорошо управлять  народом, ибо государство установлено  не ради самого себя, а ради граждан. Эти формулы исполнены политической мудрости и гуманизма.

Необходимо отметить, что  заслуга Т.Гоббса, заключается в  том, что стал рассматривать государство  не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Желание  поставить изучение государства  и права на рельсы объективного научного анализа, приводят Т.Гоббса к применению аналогии государства с человеческим организмом. Главную роль играет подход к государству как «искусственному  человеку», т.е. как к целесообразно, искусно сконструированному людьми из различных пружин, рычагов, колес, нитей и проч. механизму-автомату. При этом строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам государства  и т.д. Гражданский мир сравнивался  им со здоровьем, а мятежи, гражданские  войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и  гибель. Именно с Т.Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание  государства в качестве машины, имевшее  затем долгую и сложную судьбу.

В целом, теория Гоббса оказала  большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и  его времени, и более поздних  периодов. Можно сказать, что концепции  государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом. Мощный ум Гоббса, его проницательность позволили  Гоббсу построить систему, из которой  черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

 

Список использованной литературы

 

1.Гоббс Т. Сочинения в 2 Т. Т2. /составитель и редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. – М.: Мысль. 1991  
2.Зорькин В.Д. «Политическое и правовое учение Томаса Гоббса» “Советское государство и право”, 1989 г., №6.  
3. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник под ред О.Э. Лейства – М: Юридическая литература, 1991  
4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд-е 4-е под общ. ред. профессора В.С. Нерсесянца. – М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2004.  
5. История философии в кратком изложении /пер с чешского И.И. Багута – М: Мысль, 1994  
6. История философии: учебник для вузов / В. П. Яковлев – Ростов н/Дону Феникс 2004  
7. История философии: учебник для вузов /В.В, Ильин – СПб: Питер 2005  
8.     Мееровский Б.В. Гоббс. - М., Мысль 1975  
9.     Радугин А.А. Философия: Курс лекций – М. Центр. 1997

 

 

 


Информация о работе Политическое и правовое учение Гоббса