Политика социально-экономического развития Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу.

Содержание

Введение
1. Сущность и понятие социально-экономической модели
1.1. Сущность, черты, критерии классификации социально-ориентированной рыночной экономики
1.2. Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной
2. Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь
3. Основные проблемы и перспективы политики социально-экономического развития РБ
4. Основные направления и меры по достижению целей и реализации программы социально-экономического развития РБ.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - министерство образования республики беларусь.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

1. Сущность и понятие социально-экономической модели

1.1. Сущность, черты, критерии классификации социально-ориентированной рыночной экономики

1.2. Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной

2. Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь

3. Основные проблемы и перспективы политики социально-экономического развития РБ

4. Основные направления и меры по достижению целей и реализации программы социально-экономического развития РБ.

Заключение

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Переходная  экономика представляет собой такое  особое состояние экономической  системы, когда она функционирует  в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.  
Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу.

      Белорусская модель социально-экономического развития к настоящему времени приобрела  свои четкие очертания и признается одной из лучших на постсоветском  пространстве.

      В Республике Беларусь распространение получил эволюционный тип трансформации, а в качестве перспективной модели развития была выбрана модель социально-ориентированной рыночной экономики. Основные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально- ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития страны. Одним из последних таких программных документов является « Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы». С успешным выполнением задач этой программы связывается обеспечение производственной, финансовой, социальной, демографической безопасности государства. 
 

      1. Сущность и понятие социально-экономической модели

      1.1. Сущность, черты, критерии классификации и основные модели социально-ориентированной рыночной экономики 

      Как известно, переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление – социально-ориентированная рыночная экономика. Целью преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально-ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

      Термин  «социально-ориентированная экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, хотя в обыденном  токовании представление о нем  достаточно расплывчато. Не совсем понято, является ли ориентация на высокие социальные параметры характеристикой всех экономик, или она присуща только некоторым разновидностям. Как известно, любая экономическая система имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а потому обладает социальными моментами. Действительно, не может же экономика развиваться ради себя самой: конечным результатом и целью жизнедеятельности является человек.

      Под социально-ориентированной рыночной экономикой необходимо понимать определенный тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического, политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. Таким образом, можно констатировать следующие признаки данной модели  социально-экономического устройства. Во-первых, подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан. Во-вторых, этой модели имманентна прогрессивная направленность. Действительно, характер развития рыночной экономики цикличен, но положительная тенденция развития больше свойственна той системе, которая в состоянии аккумулировать весь творческий потенциал населения. В-третьих, социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

      Социализация  экономики стала реальностью  с 20 века. Многие исследователи признают ее настолько важной, что считают  не только главной современной тенденцией, но и закономерностью общественного развития. Однако чтобы увидеть истоки социализации, следует заглянуть вглубь истории – 19 век. Тогда на фоне бурного развития капитализма и все более явственного проявления как его успехов, так и «острых углов» (нарастающего социального неравенства, безработицы, бедности, незащищенности широких слоев населения и т.д.) все острее и громче становится критика капитализма.

      В русле такой критики появилось  и развивалось особое направление  теории, названное «социальная экономика». И хотя оно разделилось на два течения, основные его взгляды можно свести к следующему:

      1) критическая характеристика капитализма свободной конкуренции с точки зрения его социальных последствий: социальное неравенство, эксплуатация, безработица, угнетение женщин и т.п.;

      2) критическое отношение к частной собственности: от частичного до полного ее отрицания;

      3) отказ от идеи непримиримости и антагонизма классов, признания возможности их сотрудничества;

      4) возможность решения социальных проблем связывалась не с классовой борьбой, а с воздействием на социально-экономические процессы;

      5) признание необходимости активной политики государства социально-экономической области как особой его миссии.

      Основные  функции социально-рыночной экономики  можно представить следующим  образом. Если учесть, что общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и для социально-рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:

      1)    функция социальной стабилизации и социального мира;

      2) создания условий для более  широкого удовлетворения тех  потребностей, на которые не откликается  по известным причинам рынок,  но удовлетворение которых важно  в социальном отношении;

      3)   социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне рыночной «игры» (дети, безработные и т.п.);

      4) повышения благосостояния всех  слоев общества на основе экономического  развития страны;

      Опыт  многих стран и развивающаяся  теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики:

  • социальная рыночная экономика может быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.
  • принцип свободы экономической деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность за его результаты.
  • принцип занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
  • принцип установления социальной гарантии как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.
  • принцип социальной справедливости для всех слоев населения.
  • принцип социальной защиты;
  • принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего и справедливого благосостояния.
  • принцип социального партнерства, означающий равноправные и равно ответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.

      Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики является:

      1)  рыночное хозяйство.

      2)  социальная сфера.

      Их  соотношение, структура не могут  заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.

      Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики заложена самой  этой формулой, в которой «социальная» и «рыночная» сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний, составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы, не выходили из ее координат. 
 

      1.2. Отличительные черты экономических систем: 
рыночной, командно-административной 
и смешанной

      Непременной принадлежностью экономических  систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

      Второй  атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

      Третий  важнейший признак сложной системы  имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

      Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней  среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей. 
И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута. 
Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории.

      При сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена таблица, в которой сведены основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем. 
 
 
 
 
 

      Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной  
экономических систем

      ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ       РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА       КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА       СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
      Масштабы обобществления производства       Обобществление  производства в рамках предприятия       Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы       Обобществление  и огосударствление части хозяйства  в национальном и интернациональном  масштабах
      Преобладающая 
форма собственности
      Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов       Господствует  государственная собственность       Экономическая деятельность на базе коллективной частной  и государственной собственности
      Форма бюджетного ограничения       Жесткая       Мягкая       -
      Стимул к производительному  труду       Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)       Социалистическое  соревнование       Факторные доходы
      Основной принцип  производства       Принцип соответствия спроса и предложения       Воля  центрального органа власти, материализующая  принятые политические и идеологические решения       Принцип соответствия спроса и предложения
      Регулирование экономики       Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве  государства       Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть       Активное  государственное регулирование  национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы  и т.д.
      Конкуренция       Есть       Нет       Есть
      Теневая экономика       Отсутствует       Присутствует       Только на запрещенный государством товар (наркотики)
      Координация       Роль  координации действий экономических  субъектов и размещения благ в  экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен       Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство       Роль  координации действий экономических  субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным  регулированием.
      Ценообразование       ориентируется на предотвращение спада в производстве       Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены       Гибкие  цены
      Заработная плата       Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда       Административное установление заработной платы       Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении  спроса и предложения на рынке  труда, но государство устанавливает  минимальную заработную плату
      Социальные гарантии       Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости       Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение       Создание  государственных и частных фондов социального страхования и социального  обеспечения

 
      

Информация о работе Политика социально-экономического развития Беларуси