Политика социально-экономического развития Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу.

Содержание

Введение
1. Сущность и понятие социально-экономической модели
1.1. Сущность, черты, критерии классификации социально-ориентированной рыночной экономики
1.2. Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной
2. Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь
3. Основные проблемы и перспективы политики социально-экономического развития РБ
4. Основные направления и меры по достижению целей и реализации программы социально-экономического развития РБ.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ - министерство образования республики беларусь.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

      Для достижения указанных целей и решения поставленных задач определены важнейшие целевые ориентиры развития страны на 2011–2015 годы (см. рисунок 2) 

        

Рисунок 2– Целевые ориентиры  развития экономики  Республики Беларусь на 2011–2015 год 

      Исходя  из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления социально-экономического развития страны на 2011–2015 годы: 

      
  • развитие  человеческого потенциала как важнейшего фактора и движущей силы формирования нового постиндустриального общества;
  • создание новой высокоэффективной структуры национальной экономики;
  • создание условий для активного развития предпринимательской инициативы и конкурентной среды;
  • обеспечение сбалансированности внешней торговли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
  1. Основные  направления и  меры по достижению целей и реализации имеющихся приоритетов.
 

      Для достижения поставленных целей и для реализации названных мероприятий следует придерживаться следующих направлений:

  1. Демографическая политика, занятость и развитие рынков труда. Основной целью демографической политики в 2011–2015 годах является постепенная стабилизация численности населения и создание условий для последующего демографического роста.

      Главными  приоритетами политики в области народонаселения должны стать: стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей для рождения двух и более детей, снижение смертности населения, прежде всего от внешних причин в трудоспособном возрасте, формирование здорового образа жизни.

      Основным  направлением регулирования внешней  миграции остается сохранение положительного сальдо за счет увеличения объемов  иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь, соотечественников  – высококвалифицированных специалистов.

      Важнейшей задачей развития социально-трудовой сферы в 2011–2015 годах является более рациональное использование трудовых ресурсов и повышение конкурентоспособности рабочей силы. Предстоит создать действенные стимулы для дальнейшего роста уровня занятости населения и сохранения стабильной ситуации на рынке труда. Для этого необходимо:

  • создание условий мотивации к труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
  • усиление социальной направленности отраслевой структуры занятости населения;
  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностью экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • стимулирование роста занятости населения в сфере малого бизнеса, расширение предпринимательской инициативы граждан;
  • повышение качества рабочей силы;
  • удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня;
  • совершенствование системы защиты населения от безработицы на основе внедрения принципов социального страхования;
  • снижение уровня теневой занятости.

      В связи с этим предстоит создать  действенные стимулы для развития малого бизнеса и индивидуального  предпринимательства; новые рабочие  места в сфере услуг, наукоемкие и высокотехнологичные производства; повысить конкурентоспособность рабочей  силы на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и опережающего переобучения кадров в соответствии с перспективными потребностями отраслей и регионов; повысить территориальную мобильность рабочей силы и легализовать неформальную занятость в экономике.

  1. Политика доходов населения должна быть направлена на решение следующих задач:
  • обеспечение роста реального уровня всех видов денежных доходов населения;
  • предотвращение углубления дифференциации доходов различных социальных групп населения;
  • повышение реальной заработной платы как основного источника денежных доходов, важного стимула трудовой деятельности;
  • формирование стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям;
  • совершенствование социальной защиты населения на основе усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективности и доступности социального обслуживания.
  1. Главные приоритеты в области оплаты труда – формирование экономических предпосылок для роста уровня реальной заработной платы работников, создание равных прав и условий на труд и его политику для всех субъектов хозяйствования.

      Повышение оплаты труда предусматривается  на основе дальнейшего совершенствования  методов ее государственного, коллективно-договорного и рыночного регулирования; внедрения новых прогрессивных систем и форм оплаты труда; усиления связи оплаты труда с эффективностью хозяйствования организаций и результатами труда каждого работника.

  1. Совершенствование системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

      Главной целью развития национальной системы  образования должно стать: повышение  качества и уровня образованности граждан  Республики Беларусь, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров, способных эффективно решать проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики страны.

      Для этого необходимо качественно обновить материально-техническую базу и  инфраструктуру образовательных учреждений и прежде всего на селе; продолжать технологическую модернизацию образования – информатизацию учебных заведений, опережающее внедрение современных коммуникационных и информационных технологий; обеспечить интеграцию образования, науки и производства; усовершенствовать системы непрерывного и дополнительного образования; укрепить международное сотрудничество и обеспечить интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство; совершенствовать законодательную базу функционирования образования; развивать систему многоканального финансирования учреждений образования всех уровней.

      Особое  внимание должно быть уделено высшему  образованию. Ключевыми направлениями  его развития в предстоящем пятилетии  должны стать: повышение качества подготовки специалистов и ее совершенствование в соответствии с запросами экономики, государства и общества; технологическая и техническая модернизация высшей школы; активное использование в учебном процессе инновационных технологий; внедрение систем менеджмента качества образования и сертификации деятельности высших учебных заведений на соответствие требованиям международных стандартов; экспорт образовательных услуг.

  1. Совершенствование пенсионной системы.

      Основной  целью совершенствования пенсионной системы является повышение уровня жизни пенсионеров на основе создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы. Целесообразно принятие системы мер, в том числе стимулирующего характера, направленных на продление трудового периода и отдаление срока обращения за пенсией. Для этого необходимо:

  • введение условно-накопительного механизма формирования пенсионных прав с целью усиления дифференциации пенсий в зависимости от объема и длительности финансирования пенсионной системы;
  • введение гибкого пенсионного возраста в комплексе с рациональными нормами, регулирующими выплату пенсий работающим;
  • дальнейшее развитие профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
  • развитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования и привлечение к активному участию в них работодателей и работников.
  1. Главной целью социальной защиты населения является усиление социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан и семей и создание условий для повышения уровня их жизни.

      Среди основных задач: дифференциация социальной политики в отношении различных групп и слоев населения; обеспечение принципа адресности при оказании социальной помощи, предоставлении социальных услуг; количественное и качественное развитие стандартов социального обслуживания; комплексное содействие решению проблем каждого конкретного человека, нуждающегося в социальной защите.

  1. Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии должна формироваться исходя из необходимости мобилизации и эффективного использованиия инвестиций с целью модернизации экономики на основе реализации более 500 проектов по созданию инновационных предприятий и прогрессивных производств. Новый аспект в инвестиционной политике должно получить внедрение принципов частно-государственного партнерства, что предусмотрено Совместным планом действий Правительства и Национального банка по достижению параметров прогноза на текущий год.
  2. Модернизация промышленности. Основная роль в достижении целей социально-экономического развития Республики Беларусь принадлежит промышленности. Главной целью ее развития является дальнейшая реструктуризация промышленно-производственного потенциала, освоение и производство новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспорта высокотехнологичных наукоемких ее видов.

      Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование организационных форм субъектов хозяйствования, в том числе путем создания крупных национальных интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, совместных с ТНК производств; развитие научно-технического потенциала, необходимого для проектирования новых видов продукции, создания новых поколений техники и технологий в приоритетных отраслях; увеличение степени интеграции белорусского промышленного комплекса в мировую хозяйственную систему на основе расширения сотрудничества с зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями в разработке и реализации продукции, производстве ее отдельных компонентов; активизацию маркетинговой деятельности, необходимой для определения характеристик новых видов продукции, соответствующих спросу на рынках промышленно развитых стран; внедрение наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание экономических механизмов, стимулирующих ресурсосбережение, расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, диверсификацию поставок энергоресурсов в республику.

  1. Социально-экономическое развитие регионов страны.

      Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе формирования инновационной экономики, более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов.

      Основными задачами регионального развития являются:

    • повышение конкурентоспособности региональной экономики за счет приоритетного развития отраслей и сфер деятельности, ориентированных на экспорт, импортозамещающих и других производств;
    • развитие эффективных направлений специализации экономики регионов, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг;
    • обеспечение сбалансированного воспроизводства и использования в регионах местных природных ресурсов;
    • повышение активности и ответственности местных органов управления и самоуправления при решении региональных проблем социально-экономического развития.

      Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сделать следующие выводы. Концепция  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы представляет собой общий взгляд на развитие экономики и социальной сферы в предстоящем пятилетии, основывающийся на анализе современного положения страны, оценке внешних факторов экономического роста, учете основных положений разрабатываемых и реализуемых в республике программ и прогнозов научно-технического, социально-экономического, и экологического развития.[5]

      Очередная пятилетка – специфическая. Во-первых, в этот период необходимо минимизировать негативные последствия мирового финансового кризиса 2008 и 2009 года, проявившегося в снижении спроса на отечественную продукцию на внешних рынках, падении объемов производства, прежде всего, промышленной продукции и ВВП. Во-вторых, потребуется разработать систему ответных мер на вызовы-угрозы, отражающие мировые тенденции экономического развития (усиление глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы; появление новых центров мирового экономического развития в Азии и Латинской Америке; сохранение и возможное усиление дисбалансов в мировой торговле, движении капиталов; старение населения в развитых странах и интенсификация миграционных процессов; усиление влияния экологических факторов). В-третьих, необходимо решить проблемы экономического развития, связанные с выработкой эффективных направлений и механизмов перевода национальной экономики на инновационный путь развития. В-четвертых, обеспечить переход к внедрению в экономическую практику Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

Информация о работе Политика социально-экономического развития Беларуси