Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы, ее восприимчивости к научно-техническому прогрессу.
Введение
1. Сущность и понятие социально-экономической модели
1.1. Сущность, черты, критерии классификации социально-ориентированной рыночной экономики
1.2. Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной
2. Направления формирования социально-ориентированной экономики, ее становление и развитие в Республике Беларусь
3. Основные проблемы и перспективы политики социально-экономического развития РБ
4. Основные направления и меры по достижению целей и реализации программы социально-экономического развития РБ.
Заключение
Список использованных источников
Для
достижения указанных целей и решения
поставленных задач определены важнейшие
целевые ориентиры развития страны на
2011–2015 годы (см. рисунок 2)
Рисунок
2– Целевые ориентиры
развития экономики
Республики Беларусь
на 2011–2015 год
Исходя
из преемственности направлений экономического
развития и роли важнейших факторов в
достижении социально-экономических целей,
предлагаются следующие приоритетные
направления социально-экономического
развития страны на 2011–2015 годы:
Для достижения поставленных целей и для реализации названных мероприятий следует придерживаться следующих направлений:
Главными приоритетами политики в области народонаселения должны стать: стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей для рождения двух и более детей, снижение смертности населения, прежде всего от внешних причин в трудоспособном возрасте, формирование здорового образа жизни.
Основным направлением регулирования внешней миграции остается сохранение положительного сальдо за счет увеличения объемов иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь, соотечественников – высококвалифицированных специалистов.
Важнейшей задачей развития социально-трудовой сферы в 2011–2015 годах является более рациональное использование трудовых ресурсов и повышение конкурентоспособности рабочей силы. Предстоит создать действенные стимулы для дальнейшего роста уровня занятости населения и сохранения стабильной ситуации на рынке труда. Для этого необходимо:
В
связи с этим предстоит создать
действенные стимулы для
Повышение оплаты труда предусматривается на основе дальнейшего совершенствования методов ее государственного, коллективно-договорного и рыночного регулирования; внедрения новых прогрессивных систем и форм оплаты труда; усиления связи оплаты труда с эффективностью хозяйствования организаций и результатами труда каждого работника.
Главной целью развития национальной системы образования должно стать: повышение качества и уровня образованности граждан Республики Беларусь, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров, способных эффективно решать проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики страны.
Для этого необходимо качественно обновить материально-техническую базу и инфраструктуру образовательных учреждений и прежде всего на селе; продолжать технологическую модернизацию образования – информатизацию учебных заведений, опережающее внедрение современных коммуникационных и информационных технологий; обеспечить интеграцию образования, науки и производства; усовершенствовать системы непрерывного и дополнительного образования; укрепить международное сотрудничество и обеспечить интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство; совершенствовать законодательную базу функционирования образования; развивать систему многоканального финансирования учреждений образования всех уровней.
Особое внимание должно быть уделено высшему образованию. Ключевыми направлениями его развития в предстоящем пятилетии должны стать: повышение качества подготовки специалистов и ее совершенствование в соответствии с запросами экономики, государства и общества; технологическая и техническая модернизация высшей школы; активное использование в учебном процессе инновационных технологий; внедрение систем менеджмента качества образования и сертификации деятельности высших учебных заведений на соответствие требованиям международных стандартов; экспорт образовательных услуг.
Основной
целью совершенствования
Среди основных задач: дифференциация социальной политики в отношении различных групп и слоев населения; обеспечение принципа адресности при оказании социальной помощи, предоставлении социальных услуг; количественное и качественное развитие стандартов социального обслуживания; комплексное содействие решению проблем каждого конкретного человека, нуждающегося в социальной защите.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование организационных форм субъектов хозяйствования, в том числе путем создания крупных национальных интегрированных корпоративных структур – высокотехнологичных кластеров, экспортоориентированных холдингов, совместных с ТНК производств; развитие научно-технического потенциала, необходимого для проектирования новых видов продукции, создания новых поколений техники и технологий в приоритетных отраслях; увеличение степени интеграции белорусского промышленного комплекса в мировую хозяйственную систему на основе расширения сотрудничества с зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями в разработке и реализации продукции, производстве ее отдельных компонентов; активизацию маркетинговой деятельности, необходимой для определения характеристик новых видов продукции, соответствующих спросу на рынках промышленно развитых стран; внедрение наукоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание экономических механизмов, стимулирующих ресурсосбережение, расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, диверсификацию поставок энергоресурсов в республику.
Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе формирования инновационной экономики, более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов.
Основными задачами регионального развития являются:
Подводя
итоги всему вышесказанному, можно
сделать следующие выводы. Концепция
Программы социально-
Очередная пятилетка – специфическая. Во-первых, в этот период необходимо минимизировать негативные последствия мирового финансового кризиса 2008 и 2009 года, проявившегося в снижении спроса на отечественную продукцию на внешних рынках, падении объемов производства, прежде всего, промышленной продукции и ВВП. Во-вторых, потребуется разработать систему ответных мер на вызовы-угрозы, отражающие мировые тенденции экономического развития (усиление глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы; появление новых центров мирового экономического развития в Азии и Латинской Америке; сохранение и возможное усиление дисбалансов в мировой торговле, движении капиталов; старение населения в развитых странах и интенсификация миграционных процессов; усиление влияния экологических факторов). В-третьих, необходимо решить проблемы экономического развития, связанные с выработкой эффективных направлений и механизмов перевода национальной экономики на инновационный путь развития. В-четвертых, обеспечить переход к внедрению в экономическую практику Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).
Информация о работе Политика социально-экономического развития Беларуси