Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

В ХХ столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     1) вид или наименование муниципального  образования, органы местного  самоуправления которого наделяются  соответствующими полномочиями;

     2) перечень прав и обязанностей  органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

     3) способ (методику) расчета нормативов  для определения общего объема  субвенций, предоставляемых местным  бюджетам из федерального бюджета,  бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

     4) перечень подлежащих передаче  в пользование и (или) управление  либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

     5) порядок отчетности органов местного  самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

     6) порядок осуществления органами  государственной власти контроля  за осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

     7) условия и порядок прекращения  осуществления органами местного  самоуправления переданных им  отдельных государственных полномочий.

     В статье 20 рассматривается осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий:

     1. По вопросам осуществления органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий федеральные  органы исполнительной власти  и органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  в случаях, установленных федеральными  законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

     2. Признанное в судебном порядке  несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

     3. Органы местного самоуправления  несут ответственность за осуществление  отдельных государственных полномочий  в пределах выделенных муниципальным  образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

      2.2 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере

 

      Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

      Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных  задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

      Российская  Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

      Местное самоуправление необходимо рассматривать  как многогранное, многоаспектное и  многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

      Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

      Развитие  местного самоуправления невозможно без  поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские  инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

      Говоря  о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное  самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и  представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

      Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства  и местного самоуправления, то можно  трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

      Согласно  Конституции к вопросам совместного  ведения относится  координация  вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

      Такая взаимосвязь государственных и  самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень  социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка  социальных групп – классовых, сословных, этнических, характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества.

      Государство – это сложная система, имеющая  в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

      В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших  политических задач. Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

      Задача  местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену  общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.

      Именно  в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних  условиях.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом  своей власти, признает и гарантирует его. Включение этих статей в число основ конституционного строя – свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства13.

      Социальная  функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

     Компетенция местных органов управления, как  правило, охватывает следующие области: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обслуживание, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, служба быта, охрана общественного порядка и пожарная безопасность, санитарный контроль, землеустройство и строительство, охрана природы и другие.

     Основной  смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается  в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении. Наиболее эффективной и демократичной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия.

     Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

     В соответствии с российским законодательством наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и местных средств.

     Развитие любых территориальных образований невозможно без управления деятельностью населения, образующего местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр тяжести в управлении городами все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права – муниципальное право, что является необходимым условием становление и развития эффективной системы местного самоуправления.

     Большинство вопросов развития социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и пр.) призваны решать органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления14.

      Свои  полномочия в социальной сфере региональные и местные органы власти реализуют  путем разработки и реализации целевых программ, регулирования цен и тарифов, стимулирования производства потребительских товаров, контроля за деятельностью предприятий и учреждений, мобилизации ресурсов предпринимательского сектора и координации действий государственных и муниципальных предприятий для решения региональных и местных задач, организации отдыха детей и т.п. На органы власти регионов и на местах возлагается задача руководства предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры государственной и муниципальной форм собственности и регулирование деятельности частных и смешанных предприятий, акционерных обществ. Принципы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагают возложение всей меры ответственности за работу социальной сферы на органы власти в регионах. Для реализации этой функции исполнительным и законодательным органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления даны соответствующие полномочия и стандарты.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления