Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

В ХХ столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явления, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с российским законодательством  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и местных средств.

     1.3 Стандарты и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти 

     Взаимоотношения органов местной власти и управления с региональными и федеральными органами государственной власти определяются в соответствии с различными конституционными принципами – самостоятельности и независимости местного самоуправления (как в Российской Федерации), единства государственного централизованного управления (в Австрии), административно-территориальным устройством (в Дании).

     Наряду  с многими общими, типическими  чертами эти системы имеют различия. Наиболее важные из них связаны со степенью самостоятельности местных органов власти, их отношениями с центральным правительством. В разных странах органы местного самоуправления в равной мере вплетены в иерархию государственного управления. Функции государственного управления могут быть четко отграничены от местных органов и персонифицированы в специально назначенном чиновнике, подчиняющемся центральному правительству (префекту, наместнику). В других типах местного управления возможно совмещение, особенно на нижних уровнях, где мэры нередко соединяют обязанности государственных чиновников и руководителей местного самоуправления.

     В законодательстве о местном самоуправлении России эти вопросы в основном определены и разграничены следующим  образом.

     На  федеральные и субъектов Федерации  органы государственной власти возложено:

    • принятие, изменение и контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении;
    • обеспечение гарантий осуществления местного самоуправления;
    • установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
    • регулирование отношений между Федеральным, субъектов Федерации и местными бюджетами;
    • регулирование порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
    • наделение органов местного самоуправления отдельными федеральными или субъектов Федерации полномочиями, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
    • принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления;
    • компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решения федеральных или субъектов Федерации государственных органов;
    • защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    • законодательство о муниципальной службе.

     Федеральным органам государственной власти также дано право на установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления, ответственности органов  местного самоуправления и их должностных  лиц за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности местного самоуправления и регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях10.

     Органам государственной власти субъектов Федерации предоставлено право обеспечения сбалансированности минимальных местных бюджетов, установления порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, принятия законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, установления порядка регистрации уставов муниципальных образований.

     Федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

     Только в случае чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, военные действия и т.п.) права местного самоуправления могут ограничиваться на срок действия этих ситуаций.

     Реформа местного самоуправления в России является особенно важной для городских поселений – больших, средних и малых городов, число которых сегодня в России больше тысячи. В них сосредоточена большая часть населения страны. Причем доля городского населения неуклонно растет. Если на конец XIX столетия (1897 г.) она составляла 15% в общей численности населения России (в современных границах), то на конец ХХ века (1998 г.) этот показатель возрос почти в пять раз и достиг 73% при общей численности населения России 148,4 млн. человек. Увеличивается также общее число городов. Одновременно возрастает их роль в развитии российского общества. Они являются основными территориальными образованиями.

     Особое  место в системе городских  поселений занимают большие города России. Они являются ее мощными  опорными пунктами. Их функционирование и развитие обеспечивают территориально-хозяйственную интеграцию России и укрепляют ее экономическую целостность. Большие города являются крупными центрами социально-экономических и научно-технических комплексов. Население все в большей степени сосредотачивается в крупных городах. На долю 165 больших городов России с численность свыше 100 тысяч человек населения сегодня приходится 62,8% ее городского населения. Из этого следует вывод, что Россия – страна больших городов, и это обстоятельство влияет на организацию местного самоуправления. Складываются свои специфические особенности местного самоуправления в малых (до 20 тыс. чел.) и средних (до 100 тыс. чел.) городах, удельный вес которых составляет больше 80% в общем числе городов. В России создан ряд неправительственных общественных организаций, цель которых защищать интересы малых и средних городов. Союз городов России, союз малых городов, международная ассоциация породненных городов, Российский союз местного самоуправления и другие.

     Национальные особенности территорий различных субъектов Федерации, ряд серьезных межнациональных и территориальных конфликтов существенно осложняют процессы развития местного самоуправления в России. Сложная политическая и экономическая ситуация не обеспечивают конституционных гарантий местного самоуправления в регионах. Все это отрицательно сказывается на нормальном становлении полноправных органов местного самоуправления11.

     Развитие  любых территориальных образований  невозможно без управления деятельностью  населения, образующего местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр тяжести в управлении городами все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права – муниципальное право, что является необходимым условием становление и развития эффективной системы местного самоуправления.

    2. Полномочия органов  местного самоуправления

 

     2.1 Полномочия органов  местного самоуправления согласно федеральному законодательству

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

     Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

     Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации  устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления12.

     Согласно  данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения. К ним относятся:

     1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

     2) установление официальных символов  муниципального образования;

     3) создание муниципальных предприятий  и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

     4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными  предприятиями и учреждениями, если  иное не предусмотрено федеральными  законами;

     5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

     6) принятие и организация выполнения  планов и программ комплексного  социально-экономического развития  муниципального образования, а  также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

     7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

     8) осуществление международных и  внешнеэкономических связей в  соответствии с федеральными  законами;

     9) иными полномочиями в соответствии  с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

     Полномочия  органов местного самоуправления, установленные  настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских  округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

     Статья 19 Федерального Закона определяет порядок  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

     1. Полномочия органов местного  самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

     2. Наделение органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  Российской Федерации осуществляется  федеральными законами, отдельными  государственными полномочиями  субъектов Российской Федерации  - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

     Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

     3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления  органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

     5. Финансовое обеспечение отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

     Органы  местного самоуправления имеют право  дополнительно использовать собственные  материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

     6. Федеральный закон, закон субъекта  Российской Федерации, предусматривающие  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления