Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 12:44, реферат
Парламентский контроль - одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже - административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль деятельностью над правительством, главными методами и формами которого являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские вопросы, парламентское расследование.
Введение.
1. Контрольные полномочия парламентариев.
2. Специфические формы контроля.
Заключение.
Список литературы.
План.
Введение.
Парламентский контроль - одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже - административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль деятельностью над правительством, главными методами и формами которого являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские вопросы, парламентское расследование. В президентских республиках парламентский контроль над деятельностью правительства имеет гораздо меньшее значение: его основным средством служит парламентское расследование, которое может повлечь (в исключительных случаях) применение процедуры импичмента. В последние десятилетия все более важное значение приобретает парламентский контроль за соблюдением прав человека. Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый и финансово-экономический контроль, осуществляемый через специальные органы парламента: счетные палаты, счетные суды и т. п. Этот вид носит административный характер.
Осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Парламент, будучи органом, в котором представлены разнообразные социальные и территориальные интересы, работая открыто, находясь в постоянном контакте с гражданами, формируя некоторые государственные органы, принимая бюджет и т.д. не может не иметь прав в сфере контроля. Контроль следует понимать как важнейший элемент социального управления и учитывать, что он не сводится исключительно к проверочным, надзорным, ревизорским действиям с возможными санкциями в случае обнаружения в ходе таких действий каких-либо нарушений.
1. Контрольные полномочия парламентариев.
- об
обращении к Президенту
- об обращении к Правительству Российской Федерации;
- о поручении Счетной палате Российской Федерации;
- о рекомендации Правительству Российской Федерации;
-
о рекомендации должностным
- о подготовке парламентского запроса Совета Федерации;
-
о принятии информации
2. Специфичные формы контроля.
Решение
вопроса о доверии
Выражение недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы, согласно ч.3 и 4 ст. 117 Конституции России, не влечет за собой обязательной отставки Правительства. Вопрос о судьбе Правительства после вотума недоверия решает Президент РФ. А если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то перед Президентом РФ встает альтернатива: объявить об отставке Правительства либо о досрочном роспуске Государственной Думы.
Надо признать, что Конституция РФ поставила Государственную Думу как контролера в сложное и зависимое от органов исполнительной власти положение.
Несмотря на вероятность роспуска, Государственная Дума несколько раз рассматривала вопрос о недоверии Правительству РФ. 27 октября 1994 г. не набралось достаточного для объявления недоверия голосов членов упомянутой палаты Федерального Собрания. 21 июня 1995 года большинство депутатов высказалось за недоверие Правительству РФ. Президент РФ, однако, заявил о своем доверии Президенту и его поддержке.
Постановление
о недоверии или доверии
Государственная Дума иногда заявляет о недоверии отдельным членам Правительства. Так, в течение 2 лет работы Государственной Думы первого созыв недоверие в различных формах было выражено четырем министрам. Действующее российское законодательство не предусматривает за Государственной Думой полномочий по вынесению недоверия отдельным членам Правительства РФ. Поэтому такие вотумы недоверия не имеют никаких юридических последствий, а носят, по-видимому, морально-политический характер.
В случае внесения упомянутого предложения Государственная Дума создает специальную комиссию. Эта комиссия формируется Государственной Думой в составе Председателя, его заместителя и 10-12 членов комиссии. Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется в эту специальную комиссию, которая проверяет обоснованность выдвинутого обвинения, и соблюдение процедурных правил, предусмотренных Регламентом Государственной Думы, при выдвижении обвинения.
С
этой целью комиссия рассматривает
соответствующие документы, заслушивает
лиц, которые могут сообщить о
фактах, касающихся обвинения, в том
числе заслушивает и
Одновременно с направлением предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ в специальную комиссию это предложение посылается в Верховный Суд РФ для дачи заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления.
После обсуждения и при наличии заключения Верховного Суда о том, что в действиях Президента РФ есть признаки преступления, Государственная Дума ставит на голосование предложение о выдвижении обвинении против главы государства. Если предложение о выдвижении обвинения против Президента не получает поддержки двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, то указанная палата Федерального Собрания принимает постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.
Данное постановление является окончательным и направляется Президенту и в Совет Федерации. Также в Совет федерации направляется заключение специальной комиссии Государственной Думы и стенограмма заседания Думы.
Решение об отрешении Президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации.
Контроль за исполнением бюджета. Пункт «а» ч.1 ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство России обязанность представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Полномочия Федерального Собрания в области контроля за исполнением бюджета непосредственно связаны с финансово-бюджетной функцией российского парламента.
В связи с принятием бюджета и рассмотрением отчета о его исполнении парламент осуществляет также контроль за социально-экономической ситуацией в стране в целом, не ограничиваясь только бюджетной сферой. Так, среди документов и материалов, передаваемых Правительством в государственную Думу одновременно с представлением проекта бюджета, должен быть доклад об итогах социально-экономического развития страны за истекший год.
Специализированные контрольные органы, формируемые парламентом. Одним из важнейших государственных органов, образуемых Федеральным Собранием специально для контроля за расходованием средств из федерального бюджета, является Счетная палата.
Часть 5 ст. 101 Конституции содержит норму о Счетной палате - контрольном органе, формируемом Советом Федерации и Государственной Думой. Согласно п. «и» ч.1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, Председатель и половина аудиторов счетной палаты назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой, а заместитель Председателя и вторая половина состава ее аудиторов - Советом Федерации.
В январе 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О счетной палате российской Федерации», который подробно регулирует ее деятельность. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета (в том числе и по запросам, поступающим из Совета Федерации и Государственной Думы). Счетная палата дает также общую оценку исполнения федерального бюджета.
Счетная
палата принимает и издает представления
и предписания. По результатам проведенных
контрольных мероприятий
При
выявлении в проверяемых