Полномочия парламентариев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 12:44, реферат

Описание

Парламентский контроль - одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже - административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль деятельностью над правительством, главными методами и формами которого являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские вопросы, парламентское расследование.

Содержание

Введение.
1. Контрольные полномочия парламентариев.
2. Специфические формы контроля.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Глава 7 ИП.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

     При неоднократном неисполнении и ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

     Уполномоченный  по правам человека. Традиционно омбудсмен - Уполномоченный по правам человека - рассматривался в качестве парламентского уполномоченного, который, опираясь на авторитет выборного коллегиального законодательного органа.

     В некоторых странах до сих пор  делают упор именно на связь омбудсмена как некий опосредованный, косвенный парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной, в первую очередь, власти в сфере соблюдения прав человека.

     Введение  Конституцией России 1993 г. института  Уполномоченного по правам человека обусловлено признанием Конституцией РФ (ст.2) того, что «человек, его права  и свободы являются высшей ценностью», а это требует укрепления и развития механизмов защиты и обеспечения, прав человека.

     В феврале 1997 г. был принят Федеральный  конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный назначается на 5 лет (но может быть освобожден от должности досрочно) Государственной Думой.

     Уполномоченный  вправе рассматривать жалобы на решения  или действия (бездействие) государственных органов (кроме палат Федерального Собрания), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебной или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

     Уполномоченный  вправе направить свое заключение соответствующим  органам и должностным лицам  для исправления ситуации или  возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд (в том числе  и Конституционный Суд) или прокуратуру.

     Формы парламентского контроля весьма разнообразны. Наиболее распространены: участие в назначении на должность, отстранении от должности и привлечении к ответственности высших должностных лиц государства; выражение доверия (недоверия) правительству; направление различного вида депутатских запросов (интерпелляций) и вопросов правительству или отдельным его членам, заслушивание отчетов должностных лиц государства; проведение парламентских расследований и слушаний: обращение парламентариев или палаты в целом в конституционно-судебные органы; ратификация и денонсация международных договоров, утверждение отдельных актов исполнительной власти и главы государства, осуществление специальных процедур контроля за делегированным законодательством и некоторые иные формы.

     В ряде случаев для осуществления  парламентского контроля могут образовываться внутрипарламентские структуры и органы: специальные временные комиссии создаются для проведения парламентских расследований. Наиболее часто встречаются при парламентах органы финансового контроля (например, счетные палаты), а также такой орган, как Уполномоченный по правам человека. Во многих странах необходимость создания подобных органов прямо предусмотрена в конституциях.

     Объем контрольных полномочий в значительной степени зависит от принятой в государстве формы правления, а также от существующих традиций. Так, наиболее сильный П.к. характерен для стран с парламентской формой правления, в то время как в республиках президентского типа эти полномочия парламента могут быть ослаблены.

     В странах с двухпалатным парламентом  содержание контрольных полномочий палат различается в соответствии с их конституционно-правовым статусом. Вместе с тем парламентский контроль, существуя в условиях действия принципа разделения властей и являясь одним из механизмов системы «сдержек» и «противовесов» между ветвями власти, не предполагает прямого вмешательства со стороны парламента в непосредственную деятельность главы государства, исполнительной власти и иных государственных органов.

     В демократических государствах П.к. является механизмом реальной политики, в то время как в условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов контрольные полномочия парламентов, по сути, оказываются фиктивными.

     К контрольным полномочиям СФ может  быть отнесено: утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

     К контрольным полномочиям Государственной  Думы могут быть отнесены: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

Заключение.

     Парламентский Контроль - одна из функций парламента, заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и. возможно, главы государства, иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий.

     Основными объектами парламентского контроля могут быть государственные финансы и собственность, исполнение конституционных и других установленных законом полномочий (главным образом в сфере политической и нормотворческой деятельности), государственная кадровая политика и кадровые назначения на ключевые государственные должности, соблюдение прав человека и гражданина.

 

Список  литературы.

1. Конституция  Российской Федерации. - М.: НОРМА  ИНФРА-М, 2010.

2. Федеральный  конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ «О военном положении».

3. Федеральный  конституционный закон от 30 мая  2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

4. Федеральный  конституционный закон от 17 декабря  1997 г. №2 «О правительстве Российской Федерации».

5. Федеральный  конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

6. Федеральный  конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

7. Федеральный  закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации».

8. Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации. - М: НОРМА, 2001.

9. Булаков  О.Н. Представительная власть  в системе разделения властей  // Законодательство и экономика. - 2004. - №8.

10. Булаков  О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское  право России: курс лекций / под  ред. О.Н. Булакова. Изд-во ЗАО  Юстицинформ, 2007.

11. Конституционное  право России: Учебник. Издание  3-е перераб. и доп.Юрист. 2004 // Правовая  система Консультант Плюс.

12. Конституция  Российской Федерации. Научно-практический  комментарий (постатейный)/Под ред.  Ю.А. Дмитриева. Изд. ЗАО Юстицинформ, 2007.

13. Парламентское  право России: учебник/ М.: Эксмо, 2006.

14. Садовникова  Г.Д. «Парламентские расследования  и развитие института парламентского контроля в Российской Федерации - «Государственная власть и местное самоуправление», 2006.

Информация о работе Полномочия парламентариев