Понятие автономии и принципы ее образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:31, реферат

Описание

В современном мире существует более двухсот государств, каждое из которых имеет свою индивидуальность. Однако всем им присуще такое понятие как политико-территориальное устройство, которое определяется исходя из национальных, географических, экономических и политических особенностей государства. Одной из форм политико-территориального устройства государства является автономия, образование которой зависит от многих причин. Несмотря на то, что автономные образования существуют во многих странах мира, их правовое положение неодинаково, поскольку определяется спецификой национального законодательства.

Содержание

Введение

1. Понятие автономии и принципы ее образования
2. Виды автономии
2.1. Персональная автономия
2.2. Корпоративная автономия
2.3. Территориальная автономия
2.4. Национально-территориальная автономия
3. Распределение компетенции между государством и автономным образованием

Заключение

Библиография

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании, правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами, однако в последнее время ведутся переговоры между Лондоном и Северной Ирландией о возобновлении деятельности высшего законодательного органа автономии. Гренландия, являясь автономией Дании пользуется значительной самостоятельность, так, например, хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо Крыма на Украине это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане.

Можно сказать, что политическая автономия образуется в ходе упорной борьбы населения, проживающего на одной территории.

Если автономная единица  образуется в форме автономной области, автономного округа, это не государство, а так называемое государственное  образование. Его статус ниже, чем  статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной автономией. Хотя нельзя не отметить того, что у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей, например, представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов. Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты  об автономии, однако такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, опять же с разрешения вышестоящих органов, могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Как уже отмечалось, автономные образования могут создаваться  и в субъектах федеративных государств. Они имеются в Индии, например, в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и других аспектов.

Необходимо отметить, что административная автономия  существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа  есть два округа на Атлантическом  побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Наряду с двумя формами  национально-территориальной автономии  в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она  применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

Национально-культурная автономия является формой национально-культурного  самоопределения, представляющей собой  объединение  населения, относящего себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования  и национальной культуры. 

Как правило, национально-культурные автономии получают поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры. Они вправе обращаться в органы законодательной власти и местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Их целью является сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, следование национальным традициям и обычаям, возрождение и развитие национальных промыслов и ремесел, создание образовательных и научных учреждений, учреждений культуры, участие через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций. Для реализации этих целей национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других, разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп.

В некоторых странах  существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся  так называемые исторические единицы  Великобритании - Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса, а также Северной Ирландии, которая является автономией, но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями

В целом возрастает богатство разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. 

 

Заключение 

 Автономия представляет  собой право самостоятельного  осуществления определенных функций  государственной власти или управления, предоставленное конституцией или законом какой-либо части государства. Таким образом, формирование автономий в своей основе представляет определенное распределение властных функций между центром и регионами.

У истоков образования  автономий лежат различные причины, зависящие от особенностей того или иного государства, однако наиболее универсальными среди них являются экономический, национальный и политический.

Различаются три основных вида автономий: персональная, корпоративная  и территориальная, однако российские правоведы выделяют национально-территориальную, которая в свою очередь подразделяется на политическую и административную и национально-культурную.

Персональная автономия  образуется в случае распыленного проживания национальных, культурных меньшинств и основывается на их национально-культурных прерогативах: сохранении национального языка, школы, средств массовой информации и культурных учреждений. Лишь в некоторых случаях персональная автономия предполагает закрепление определенных политических прав меньшинств, например, фиксированные нормы представительства в центральных органах власти. В Европе персональные автономии существуют в скандинавских странах, Австрии, Венгрии.

Корпоративная автономия  представляет собой относительно новый способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов, то есть она представляет интересы юридически признанной этнической группы на общегосударственном уровне. Она связана, прежде всего, с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики.

Территориальная автономия  означает предоставление отдельной  части или частям государства, населенной преимущественно представителями  какого-либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в  решении вопросов внутренней жизни. Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной, то есть образуется при компактном расселении национальных меньшинств. Она в свою очередь подразделяется на политическую и административную. Политическая автономия имеет внешние признаки государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство и другие составляющие, причем в общегосударственной конституции обычно определяется сфера законодательной компетенции автономного парламента. Административная форма автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом. Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что автономные единицы вырабатывают, а иногда даже сами принимают основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее устройство.

Национально-культурная автономия является формой национально-культурного  самоопределения, представляющей собой  объединение  населения, относящего себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования  и национальной культуры.

В мировом сообществе по-разному решаются проблемы этничности. Одним из способов является формирование автономных сообществ. Однако, государство, принимая решение о создании автономного образования, должно обеспечить условия, позволяющие сохранять и развивать культурные особенности, язык и религию, свойственные населению автономии, а в ряде случаев ему целесообразно предоставить определённые льготы. 

 

 

 

Библиография 

 

1.      Васильева Т.А. Правовое положение областей с обычным статусом в Итальянской республике // Журнал российского права. 1998. № 4

2. Кокшаров Н.В. Международный  опыт решения культурных аспектов этничности // Credo new. 2003. № 1

3.  Лукашева Н.В. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы // Журнал российского права. 2001. № 7

4. Марин К.А. Отношения между  государством и автономными сообществами // Казанский федералист. 2003. № 7

5.  Миронов О. О. Национально-территориальная организация государства // Политика и жизнь. 2000. № 29

6.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / отв. ред. Б.А.Страшун. М.: Бек. 1995

7.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ. 2000   

 

 

[1] Цит. по: О.О. Миронов.  Национально-территориальная организация  государства // Политика и жизнь. 2000. № 29. С. 14

[2] Цит. по: Н.В. Кокшаров. Международный  опыт решения культурных аспектов этничности// Credo new. 2003. № 1. С. 45


Информация о работе Понятие автономии и принципы ее образования