Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:31, реферат
В современном мире существует более двухсот государств, каждое из которых имеет свою индивидуальность. Однако всем им присуще такое понятие как политико-территориальное устройство, которое определяется исходя из национальных, географических, экономических и политических особенностей государства. Одной из форм политико-территориального устройства государства является автономия, образование которой зависит от многих причин. Несмотря на то, что автономные образования существуют во многих странах мира, их правовое положение неодинаково, поскольку определяется спецификой национального законодательства.
Введение
1. Понятие автономии и принципы ее образования
2. Виды автономии
2.1. Персональная автономия
2.2. Корпоративная автономия
2.3. Территориальная автономия
2.4. Национально-территориальная автономия
3. Распределение компетенции между государством и автономным образованием
Заключение
Библиография
Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании, правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами, однако в последнее время ведутся переговоры между Лондоном и Северной Ирландией о возобновлении деятельности высшего законодательного органа автономии. Гренландия, являясь автономией Дании пользуется значительной самостоятельность, так, например, хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо Крыма на Украине это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане.
Можно сказать, что политическая автономия образуется в ходе упорной борьбы населения, проживающего на одной территории.
Если автономная единица
образуется в форме автономной области,
автономного округа, это не государство,
а так называемое государственное
образование. Его статус ниже, чем
статус автономной республики, и ближе к статусу
административно-
Как уже отмечалось, автономные образования могут создаваться и в субъектах федеративных государств. Они имеются в Индии, например, в штате Ассам. Губернаторы штатов Индии, где есть автономные округа некоторых этнических групп, вправе делать изъятия из законов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и других аспектов.
Необходимо отметить, что административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы, в Индии автономия создается для некоторых мелких народностей в отдельных штатах. Больше всего автономных образований в Китае (более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).
Наряду с двумя формами
национально-территориальной
Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение населения, относящего себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.
Как правило, национально-культурные автономии получают поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры. Они вправе обращаться в органы законодательной власти и местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. Их целью является сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, следование национальным традициям и обычаям, возрождение и развитие национальных промыслов и ремесел, создание образовательных и научных учреждений, учреждений культуры, участие через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций. Для реализации этих целей национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других, разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп.
В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся так называемые исторические единицы Великобритании - Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса, а также Северной Ирландии, которая является автономией, но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями
В целом возрастает богатство разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире.
Заключение
Автономия представляет
собой право самостоятельного
осуществления определенных
У истоков образования автономий лежат различные причины, зависящие от особенностей того или иного государства, однако наиболее универсальными среди них являются экономический, национальный и политический.
Различаются три основных вида автономий: персональная, корпоративная и территориальная, однако российские правоведы выделяют национально-территориальную, которая в свою очередь подразделяется на политическую и административную и национально-культурную.
Персональная автономия образуется в случае распыленного проживания национальных, культурных меньшинств и основывается на их национально-культурных прерогативах: сохранении национального языка, школы, средств массовой информации и культурных учреждений. Лишь в некоторых случаях персональная автономия предполагает закрепление определенных политических прав меньшинств, например, фиксированные нормы представительства в центральных органах власти. В Европе персональные автономии существуют в скандинавских странах, Австрии, Венгрии.
Корпоративная автономия представляет собой относительно новый способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов, то есть она представляет интересы юридически признанной этнической группы на общегосударственном уровне. Она связана, прежде всего, с языковым пространством и проведением охранительной языковой политики.
Территориальная автономия
означает предоставление отдельной
части или частям государства, населенной
преимущественно
Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, представляющей собой объединение населения, относящего себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.
В мировом сообществе по-разному решаются проблемы этничности. Одним из способов является формирование автономных сообществ. Однако, государство, принимая решение о создании автономного образования, должно обеспечить условия, позволяющие сохранять и развивать культурные особенности, язык и религию, свойственные населению автономии, а в ряде случаев ему целесообразно предоставить определённые льготы.
Библиография
1. Васильева Т.А. Правовое положение областей с обычным статусом в Итальянской республике // Журнал российского права. 1998. № 4
2. Кокшаров Н.В. Международный опыт решения культурных аспектов этничности // Credo new. 2003. № 1
3. Лукашева Н.В. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы // Журнал российского права. 2001. № 7
4. Марин К.А. Отношения между
государством и автономными
5. Миронов О. О. Национально-территориальная организация государства // Политика и жизнь. 2000. № 29
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / отв. ред. Б.А.Страшун. М.: Бек. 1995
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ. 2000
[1] Цит. по: О.О. Миронов.
Национально-территориальная
[2] Цит. по: Н.В. Кокшаров. Международный
опыт решения культурных
Информация о работе Понятие автономии и принципы ее образования