Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в
главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285:
должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.
Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в
главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285:
должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.*
Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые
лежат в основе признания лица должностным:
- характер выполняемых лицом функций (полномочий и обязанностей);
- правовое основание наделения его этими функциями;
- принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в
которых трудится лицо.
При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом
функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко
очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность
расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак
позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в
государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические
функции.
Содержание функции власти, а следовательно и характер действий
представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом,
который он представляет. Например, представитель власти – работник милиции
осуществляет свои функции власти в сфере охраны общественного порядка,
собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций
и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий,
а также предупреждение и пресечение преступлений и других антиобщественных
действий, быстрого и
полного раскрытия
устранению причин, порождающих преступление и иные правонарушения. Вся его
деятельность строится на взаимоотношениях с лицами, не
находящимися в его административном подчинении. Это – неопределенно широкий круг лиц, в
отношения с которыми представитель власти вступает в силу предоставленных
ему и строго регламентированных полномочий для осуществления конкретных
задач.
Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяются
на неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственных
границах. Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают
как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при
выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как
представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода
взысканиям.
Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе
распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении
отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий
независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например,
представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность,
входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.
Законные распоряжения представителя власти, обусловленные
предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения.
Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти
обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени
которого он действует.
В предусмотренных законом
представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием.
Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или
здоровью, работники
милиции имеют право в
крайней меры применить физическую силу, специальные средства и
огнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам
таможенных органов, судебным приставам.
Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в
соответствии с законом является должностным лицом. В примечании к статье
318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других
статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного
или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в
установленном законом
порядке распорядительными
лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».
К признанию некоторых лиц представителями власти следует подходить
дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по
отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или
совершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он –
возможный субъект должностных преступлений. Во взаимоотношениях с другими
сотрудниками различных подразделений милиции рядовые милиционеры не могут
выступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют право
отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое
значение.
Требования о том, что только законные распоряжения или действия
представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае
разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления или
иного правонарушения, уяснить его компетенцию, обусловленные ею права и
обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных
нормативных актах.
Организационно-
выполняющее их, руководит деятельностью учреждения, организацией,
предприятия, отдела, участка и т.д.( подбирает кадры, руководит действиями
находящихся в его подчинении работников и т.п.).Выполнение организационно-
распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством
деятельностью других людей.
Для административно-хозяйственных функций признак руководства
деятельностью других людей не обязателен. На первое место здесь выступают
контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска,
получение, ответственного хранения, реализация и т.п. В большинстве случаев
должностные лица выполняют
одновременно организационно-
административно-хозяйственные функции. Отнесение к должностным лиц,
выполняющих иные функции , лишает смысла установленную законом уголовную
ответственность специально для должностных лиц и ведет к утрате специфики,
присущей рассматриваемой группе.
Критерием, который позволяет выделить из всех лиц, работающих в
органах государственной власти и управления, в органах местного
самоуправления тех, кто может стать субъектами рассматриваемой группы
преступлений, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий, имеющих
юридическое значение, то есть связанных с установлением, изменением, или
прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц. Чтобы такие
действия явились основанием для признания лица должностным, они должны
быть обусловлены служебной необходимостью и вытекать из функций
представителя власти
или организационно-
административно-хозяйственных функций. Данное условие, наряду с выполнением
указанных функций и совершением в связи с этим действий, имеющих
юридическое значение, является обязательным для признания лица должностным
В то же время лица, хотя и имеющие отношение, например, к
материальным ценностям. Но выполняющие чисто технические или
производственные функции не признаются должностными. Именно поэтому
заключение договора между работником и администрацией о полной
материальной ответственности
за сохранность вверенных
себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом
должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по
управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их
доставку, распределяет по другим снабженческим точкам).
Другие признаки должностного лица, указанные в законе, не являются
определяющими. Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно,
временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него
обязанности назначено на должность или избрано, работает за плату или
бесплатно.
Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями
является закон, устав, инструкция или иные нормативные правовые акты,
приказ о назначении
на должность в которых
обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого
правового основания в каждом конкретном случае обязательно. Игнорирование
этого требования приводит к судебным ошибкам.
Установление прав и обязанностей представителей власти – должностных
лиц в нормативном правовом акте обеспечивает их четкость и полноту. но даже
при четкой регламентации прав и обязанностей допускаются различные
толкования предоставленных лицу полномочий. Эти ситуации возможны,
например, когда, назначая
на должность или давая
осуществление функций власти, лицу не разъясняют его права и обязанности.
Если в подобных случаях представитель власти, например, превысил свои
полномочия, привлекать его к ответственности надо весьма осторожно.
Для решения вопроса об ответственности важно знать, с какого момента
лицо считается должностным. Лицо приобретает комплекс должностных прав и
обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте
выборов, даже в тех случаях, когда необходимо последующее утверждение
назначения. Если же вышестоящий
орган государства выразил
назначением, то лицо всё-таки признается должностным, но лишь на период с
момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения
несогласия.
Лицо, выполняющее должностные обязанности во время болезни, отпуска,