Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в
главе 30 УК РФ преступление дано в примечании 1 к статье 285:
должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-
распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных
органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских
формированиях РФ.
командировки должностного лица, признается
таковым, лишь в силу акта назначения. К нему приравнивается акт
перемещения с одной должности на другую, в соответствии с которым лицо,
ранее не являвшееся должностным, может приобрести комплекс прав и
обязанностей должностного лица.
Лица, принятые на работу,
связанную с выполнением
распорядительных
или административно-
сроком, признаются субъектами должностных преступлений, если преступление
совершенно в этот период. Также решается вопрос о признании должностными
лиц, проходящих обязательную стажировку (например, в должности народных
судей, следователей, адвокатов, членов областных судов).
Должностным лицо считается до момента прекращения трудовых отношений.
Они прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов: а)
истечения срока должностных полномочий; б) досрочного отзыва с выборной
должности; в) увольнения (в случае увольнения вопреки желанию и даже при
наличии согласия профсоюзного комитета лицо считается должностным до
издания приказа об увольнении); г) наступления смерти.
На практике вызывает затруднение вопрос о признании возможными
субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на
соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного
лица. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они могут признаваться
должностными, если выполняют
организационно-
административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей
власти по специальному полномочию.
При определенных условиях это могут быть лица, которые получают
специальные полномочия на выполнение должностных обязанностей в связи с
основной занимаемой ими должностью, которая сама по себе не позволяет
признать лицо должностным
(рабочие, инженерно-технический
того к ним следует отнести лиц, получающих специальные полномочия на
выполнение должностных обязанностей не в связи с основной занимаемой
должностью (общественные контролеры, инспекторы, ревизоры, народные
дружинники, народные присяжные заседатели). Ими могут быть и пенсионеры.
Специальные полномочия предоставляют управомоченные на это органы или
должностные лица (обычно руководители), трудовые коллективы (общее
собрание). Специальное полномочие оформляется приказом, трудовым
соглашением, доверенностью, решением трудового коллектива и т. п. Действие
специального полномочия заканчивается, если: а) истек его срок; б) задание,
для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено; в) его отменило
лицо или организация, давшее такое полномочие.
Самостоятельным признаком должностного лица является принадлежность
(характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудиться лицо. По
закону это могут быть государственные органы, органы местного
самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. К ним относятся
также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.*
В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ не могут быть отнесены
к должностным лица, занимающие должности не в перечисленных структурах, а в
общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях.
Их ответственность наступает по ст. 201-204 УК РФ.
Недостаточное внимание к уяснению названного признака должностного
лица приводит к затруднениям в квалификации.