Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 03:52, реферат

Описание

Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие формы государства и ее элементы………………………………….4
2. Форма государственного правления…………………………………………..7
3. Форма государственного устройства……………………………………….14
4. Государственный (политический) режим…………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

Виды монархий     

 В  теории государства традиционно  выделяются абсолютная и ограниченная  монархии.    

 Виды  монархий могут быть рассмотрены  применительно к историческим  параметрам или с позиций принадлежности  власти.    

≈ Древневосточная  - Вавилон, Индия, Древний Египет   

≈ Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.   

≈ Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов   

≈ Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании   

≈ Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия    

≈ Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония    

 Традиционно  монархии рассматривают двух  видов: абсолютная иограниченная.    

Абсолютная монархия  - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).  

Ограниченная  монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.    

Дуалистическая (двойственная)  монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.     

Признаки дуалистической монархии  

1. Наличие  двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.  

2. Правительство  при дуалистической монархии  подчинено монарху, который по  своему усмотрению назначает  и отстраняет от должности членов правительства.   

3. Монарх  обладает правом вето на принимаемые  парламентом законы.     

Парламентарная (конституционная) монархия   

 При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.    

 Как  разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан).

  Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
Принадлежность  законодательной власти Монарху Власть разделена  между монархом и парламентом Парламенту
Осуществление исполнительной власти Монархом Формально –  монархом, фактически – правительством
Назначение  главы правительства Монархом Формально –  монархом, но с учетом итогов парламентских  выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента -------------

(парламент  отсутствует)

У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право vetoмонарха на решения парламента ------------ Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только  в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные страны Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт,

Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак

Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия
         
 

Республика     

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».     

Признаки республики    

1. Наличие  высших выборных органов власти.   

2. Возможность  участия граждан в управлении  делами государства  

3. Разделение  властей.  

4. Определенная  процедура принятия высшими органами  власти своих решений.  

5. Высокий  авторитет судебной власти.     

Виды республик     

 Республики, как правило, бывают парламентскими  или президентскими.   

 Республиканская  форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:   

≈ Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.    

≈ Римская аристократия - Рим V-II вв. до н.э.   

≈ Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.   

≈ Средневековая -  Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза     

Парламентская республика     

В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.    

Признаки парламентской республики   

1. Верховенство  власти парламента.  

2. Правительство  формируется Ставленником партии, победившей на парламентских  выборах.  

3. Члены  правительства ответственны перед  парламентом за свою деятельность.   

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.   

5. Парламент  может вынести вотум недоверия  правительству в целом или  одному из его членов, после  чего правительство обязано уйти  в отставку.    

 В  настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.

        Неотъемленным    элементом парламентарной республики является  развитая  многопартийная  система.  "При неразвитости партийной системы  даже  экстремисткие  (малочисленные)  партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это  может  стать не  менее  пагубным,  чем  тупик  во   взаимоотношениях   исполнительной   и законодательной властей".5     

Президентская республика    

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

             В президентской  (лат.  presidens  -  букв.  Сидящий впереди) республике  населением избирается не только  высший  законодательный орган государственной власти, но и глава государства  -  президент,  который одновременно является и главой  исполнительной  власти.  Президент  в  таких республиках  обладает  большей  самостоятельностью  в  своих   действиях   и независимостью в парламентарных республиках. Однако, в государствах с  таким устройством   объективно   существует   большая   вероятность   установления авторитарного правления (диктатуры),  означающего  роспуск  или  ограничение полномочий коллегиальных представительных  органов  государственной  власти, приостановление деятельности политических партий,  ограничение  политических и личных прав и свобод граждан".6    

Признаки президентской республики:  

1. Президент  назначает правительство, которое  несет перед ним политическую ответственность.   

2. Президент  назначает, перемещает и отстраняет  от должности членов правительства.   

3. Президент  избирается не парламентом, а  в результате референдума или  коллегиями выборщиков.  

4. Президент  имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.  

5. Президент  является главнокомандующим вооруженными  силами страны.    

 Классическим  примером президентской республики  являются Соединенные Штаты Америки.     

 В  некоторых государствах существует  республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.      

Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.    

 Впервые  такая форма республики была  введена во Франции в 1958г.  По инициативе Шарля Де Голля,  который стремился к сильной  президентской власти, но должен  был учитывать традиции парламентаризма  в стране.    

 Особенности  этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти.  Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.    

 В  смешанной республике президент  может назначить премьер-министра  и министров, независимо от  партийного состава и сил.  Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.    

 В  современном мире существуют  и нетипичные виды республик.  Например, теократическая республика (Иран, Афганистан).  Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имеет (Заир, Малави). 

Соотношение типа государства и формы правления    

 Государство  каждого типа может принимать  различные формы.  Например, для рабовладельческого типа государства были характерны как деспотическая монархия, так и полисные республики; для буржуазного типа – все виды республик и ограниченные монархии.     

Информация о работе Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов