Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 03:52, реферат

Описание

Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие формы государства и ее элементы………………………………….4
2. Форма государственного правления…………………………………………..7
3. Форма государственного устройства……………………………………….14
4. Государственный (политический) режим…………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

 Следует  отметить, что некоторые формы  правления присущи только конкретному историческому типу государства: сословно-представительная монархия – только феодальному, а парламентская монархия – буржуазному.  Также важно и то, что некоторые типы государств не могут воплощаться в определенные формы.  Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.    

 Таким  образом, четкого соотношения  между формой правления и типом  государства не существует, но  нельзя опровергнуть наличие фактов, которые предопределяют конкретную форму государства.  Среди всех фактов наиболее четко выделяют:  

 а)  уровень социально-экономического  развития.  Например, складывание абсолютной монархии в эпоху феодализма объясняется развитием в его недрах капиталистических отношений.  В условиях примерного равновесия сил между дворянством и буржуазией монархия получает возможность проводить самостоятельную политическую линию, лавируя между классами;   

 б)  соотношение классовых сил.  В тех странах, где буржуазные революции одержали решительные победы, устанавливалась республика (Франция, США), а там, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранялась монархическая форма правления (Англия, Япония, Голландия);  

 в)  национальные и культурные традиции, степень религиозности общества (Англия, мусульманские страны);  

 г)  внешние факторы -  влияние бывшей метрополии на свои колонии и др. (государства Британского Содружества).  
 
 
 
 

3. Форма  государственного  устройства

Содержание формы  государственного  устройства     

 Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную  и национальную организацию  государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства — территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).      

 Форма  государственного устройства —  это способ территориального  устройства государства, которое  вносит определенный порядок  во взаимоотношения центральной,  региональной, местной властей.

Виды форм государственного устройства

      

Унитарное государство     

Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.    

Признаки унитарного государства   

1. Один  Основной Закон.  

2. Единые  в масштабе всей страны высшие  представительные, исполнительные  и судебные органы.  

3. Единая  система законодательства.  

4. Единое гражданство.  

5. Единая  денежная единица.  

6. Общая  для всех административно-территориальных  единиц налоговая и кредитная  политика.  

7. Составные  части унитарного государства  не обладают суверенитетом (не  являются государственными образованиями).     

 Унитарные  государства бывают простыми и сложными.  Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа).  Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.    

 Унитарное  государство может быть многонациональным иоднонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными Япония, Египет и т.д.

Федерация     

Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»)Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований -  членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.    

Признаки федерации    

1. Территория  федерации состоит из территорий  ее субъектов.  

2. Верховная  законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.  

3. Компетенция  между субъектами федерации и  самой федерацией разграничивается  союзной Конституцией.  

4. Субъекты  федерации имеют свои конституции,  свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.  

5. Высший  законодательный  (представительный)  орган  федерации  имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).    

 В  современном мире существует 25 федераций.  Это крупные государства, существующие  на всех континентах планеты:  Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия- в Африке, США и Бразилия – в Америке,  Австралия в Океании и другие.  Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).      

 Существует  несколько видов федеративных  государств:  

- основанные на национально-территориальном признаке (территориальные,  национальные и смешанные);   

- симметричные и асимметричные;  

- договорные, учредительные и конституционные.       

Территориальные федерации.  В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку.  Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп.  В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).      

Национальные федерации.  Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей.  Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории.  Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).  Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.      

Смешанная федерация.  Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы.  Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).      

Симметричная федерация.  В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны.  Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус.  Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам).  Однако, абсолютно симметричных федераций нет.  Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.       

Ассиметричные федерации.  Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов).  В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.   

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).     

Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).     

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году). 

Конфедерация      

Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.    

 Но  этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).    

 При  конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами.  Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.     

Признаки конфедерации    

1. Конфедерация  является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения  определенных целей.  

2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное  образование.  

3. Отсутствие  единой территории (конфедерация  состоит из территорий государств, то есть ее членов).  

4. Отсутствие  единого гражданства.  

5. Право  свободного выхода субъектов  из конфедерации.  

6. Бюджет  конфедерации состоит из добровольных  взносов ее членов.  

7. В  предмет ведения конфедерации  входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).   

8. Армия  состоит из воинских контингентов  государств-членов конфедерации.    

 Исторические  факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).     

Информация о работе Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов