Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 03:52, реферат
Форма государства представляет собой устройство государства в самом широком смысле этого слова.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие формы государства и ее элементы………………………………….4
2. Форма государственного правления…………………………………………..7
3. Форма государственного устройства……………………………………….14
4. Государственный (политический) режим…………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Следует отметить, что некоторые формы правления присущи только конкретному историческому типу государства: сословно-представительная монархия – только феодальному, а парламентская монархия – буржуазному. Также важно и то, что некоторые типы государств не могут воплощаться в определенные формы. Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.
Таким
образом, четкого соотношения
между формой правления и
а)
уровень социально-
б) соотношение классовых сил. В тех странах, где буржуазные революции одержали решительные победы, устанавливалась республика (Франция, США), а там, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранялась монархическая форма правления (Англия, Япония, Голландия);
в) национальные и культурные традиции, степень религиозности общества (Англия, мусульманские страны);
г)
внешние факторы - влияние бывшей
метрополии на свои колонии и др. (государства
Британского Содружества).
3. Форма государственного устройства
Содержание формы государственного устройства
Под формой
государственного устройства понимают
административно-
Форма
государственного устройства —
это способ территориального
устройства государства,
Виды форм государственного устройства
Унитарное государство
Унитарное (единое,
от лат. «unus» — «один») государство отличается
полным единством, оно неделимо. Отдельные
административно-
Признаки унитарного государства
1. Один Основной Закон.
2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Общая
для всех административно-
7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
Унитарные
государства бывают простыми и
Унитарное
государство может быть многона
Федерация
Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.
При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.
Признаки федерации
1. Территория
федерации состоит из
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция
между субъектами федерации и
самой федерацией
4. Субъекты
федерации имеют свои
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).
В
современном мире существует 25 федераций.
Это крупные государства,
Существует несколько видов федеративных государств:
- основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);
- симметричные и асимметричные;
- договорные, учредительные и конституционные.
Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство - собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).
Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.
Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.
Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.
Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).
Учредительные федерации возник
Конституционные федерации созд
Конфедерация
Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.
Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).
При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.
Признаки конфедерации
1. Конфедерация
является союзом суверенных
2. Конфедерация
- непрочное, как правило,
3. Отсутствие
единой территории (конфедерация
состоит из территорий
4. Отсутствие единого гражданства.
5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.
6. Бюджет
конфедерации состоит из
7. В
предмет ведения конфедерации
входит незначительный круг
8. Армия
состоит из воинских
Исторические
факты подтверждают то
Информация о работе Понятие формы государства и характеристика ее структурных элементов