Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа
Объектом курсовой работы является реализация права как общеправовая категория.
Предметом исследования в курсовой работе – нормы законодательства; доктринальные источники; судебная практика.
Целью курсовой работы является общетеоретический анализ процесса реализации права.
В качестве методов исследования применялись исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 5
1.1.Понятие и назначение реализации права 5
1.2. Механизм и формы реализации права 10
ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 16
2.1. Применение права: понятие, основания, признаки 16
2.3. Акты применения права 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Таким образом, правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права, когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; если надо осуществить предусмотренный контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность – таковы задачи субъектов правоприменения.
Цель применения права – индивидуализация правовых норм применительно к конкретным условиям. В процессе применения права происходит властное разрешение уполномоченными государственными органами конкретных жизненных ситуаций (казусов). Как замечает Л.И.Спиридонов, правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под общее правило поведения – юридическую норму22.
Признаками правоприменения являются:
1.
Существование нормы права и
желание субъекта
2. Применение права – это одна из форм государственной деятельности. Субъектом правоприменения выступает государственный орган или должностное лицо. Причем сама правоприменительная деятельность является не только субъективным правом таких властных субъектов, но и обязанностью, вмененной законом.
3. Правоприменение сопровождается вынесением определенного властного распорядительного акта – акта применения права, в котором находит разрешение конкретное юридическое дело.
4.
Правоприменение – это
5.
Правоприменение предполагает
6. Применение имеет двойственную (материально-процессуальную) природу, заключающуюся в казуальном разрешении конкретной правовой ситуации на основе материально-правовой нормы, которая регулирует сущность реализуемых прав и обязанностей, и процедурно-процессуальной форме, которая является лишь средством реализации ее материально-правового содержания23.
7.
Правоприменительная
8.
Правоприменение – это
В
юридической науке предлагается
множество определений
По мнению А.В.Демина, применение права – это властная деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих реализацию права в конкретных условиях26. Другие авторы называют применением права властную организующую деятельность компетентных органов и должностных лиц, имеющую своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за указанным процессом.
А.С. Пиголкин настаивает, что «применение права — это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочению государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества»27. В своей монографии «Механизм применения права» И.П. Левченко определяет, что «применение права представляет собой государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов государства, посредством которой содержащиеся в нормативно-правовых актах общие правила поведения и деятельности социальных субъектов переводятся в плоскость их индивидуально-конкретного действия.
Н.Н. Вопленко рассматривает правоприменение как властную организационную деятельность компетентных, то есть специально на это уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел путем издания индивидуальных правовых предписаний на основе и во исполнение действую законодательства28. Из этого определения можно вывести следующие основные применения норм права: властный характер и особый состав субъектов; управленческая природа; издание индивидуальных предписаний в качестве результате применения норм права; комплексное правореализационное содержание; процессуальная урегулированность; профессионализм деятельности; интеллектуально-творческое, волевое содержание; особые поводы к возникновению правоприменительной деятельности.
В отличие от Н.Н.Вопленко, В.М.Сырых не заостряет внимание на властном характере применения права, а понимает под ним деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права29.
Особенности применения норм права В.М.Сырых видит в том, что: 1) действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права (например, положением о государственном органе); деятельность правоприменителей детально регулируется действующим законодательством; 3} конкретные права и обязанности, закрепленные актом применения норм права основываются непосредственно на законе и иных нормативных правовых актах.
Наиболее обстоятельное, по моему мнению, определение было сформулировано известным советским исследователем, ведущим отечественным ученым в этой области И.Я. Дюрягиным. «Применение права - это осуществляемая в специально-установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных государством органов общественности по вынесению индивидуально-конкретных правовых предписаний»30.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение права – это процесс, осуществления властной деятельности органами государства и должностными лицами по претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права. Фактически речь идет об особой разновидности реализации права, отличающейся использованием государственно-властных полномочий.
Правоприменение отличается от других форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками31:
во-первых, оно носит властный характер, обеспечивается возможностью реального принуждения к точному исполнению юридических предписаний. По этому поводу в юридической литературе замечено, что, говоря о правоприменении, мы имеем ввиду властную деятельность компетентного органа, «которому государство дало полномочие на самостоятельную, творческую реализацию норм в применении к отдельному случаю»32. Данный признак у большинства авторов не вызывает сомнений. Благодаря государственной властности, поддерживается дисциплина управленческих отношений, а акты применения права становятся обязательными и обеспечиваются всеми средствами, которыми обладает государство33. Властный характер раскрывается в том, что правоприменением занимаются только специально уполномоченные субъекты в пределах предоставленной им компетенции, и оно обеспечивается возможностью применения государственного принуждения;
во-вторых, в форме правоприменения реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. Так называемые запретительные нормы реализуются путем воздержания от запрещенных поступков. О применении права здесь не может быть и речи. Управомочивающие нормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению в тех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путем властного волеизъявления компетентного органа34;
в-третьих, правоприменение представляет собой процесс, имеющий определенные стадии развития. Организующее начало – это важнейшее свойство правоприменительной деятельности, в котором внешне проявляется ее существо. Правоприменение по своей юридической природе представляет собой, с одной стороны, специфическую форму реализации правовых норм, а с другой служит средством организации осуществления норм права и способом государственно-правового воздействия на общественные отношения. Рассматривая правоприменение с этих аспектов, И.Я. Дюрягин остановился на следующих позициях. Во-первых, право предопределяет принимаемое решение по конкретному вопросу, устанавливая путем запретов, предписаний и дозволений границы волеизъявления применяющих право должностных лиц. Во-вторых, оно способствует выработке и принятию наиболее оптимальных управленческих решений. В-третьих, в процессе правоприменения происходит воздействие права на детали самого содержания управленческого решения35;
в-четвертых, оно завершается вынесением индивидуально-конкретного правового акта с соблюдением определенной процедуры его принятия и исполнения. Результаты правоприменения отражаются в акте применения права, которым порождается или прекращается конкретное правоотношение, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложенной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения.
Выявленные отличительные признаки показыывают, что правоприменение выступает как особая форма реализации права.
Результативным
(итоговым) элементом правоприменения
в структуре
Акты применения права занимают основополагающее место в рамках процессуальной составляющей правоприменения. Актом применения права, в конечном итоге, завершается процесс правоприменения. Акт правоприменения представляет собой форму выражения результата взаимодействия субъектов правоприменительного отношения. Кроме того, правоприменительные акты выступают в качестве юридических фактов, изменяющих правовой статус субъектов правоотношений.
Издание
правоприменительного акта является завершающим
этапом всей
правоприменительной деятельности, объективируемой
в форме официального
юридического документа, регламентирующего
поведение сторон правоприменительного
отношения и активно воздействующего
как на общий, так и на непосредственный
объект правоприменительной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то что,
применяя норму права, управомоченные
субъекты реализуют ее представительно-обязывающее
содержание. Соизмеряя конкретную жизненную
ситуацию с общим предписанием закона,
правоприменитель обязан выбрать тот
оптимальный конкретно-определённый вариант
поведения, который в данном случае необходимо
избрать. Этот найденный вариант, в свою
очередь, адресуется конкретному субъекту
в чётко определённой жизненной ситуации,
как конкретное его поведение, что изложено
в том субъективном праве и юридической
обязанности, которыми обладают субъекты
правоприменительной деятельности. Являясь
вполне конкретным результатом правоприменения,
правоприменительный акт довольно четко
определяет характер, объём, возможность,
а также время и место правового поведения
субъектов, помимо определения цели намечает
и пути ее достижения36.