Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:05, контрольная работа
Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу.
Введение в историческое понятие государства стр. 3-4
Процессы становления государственной организации общества стр. 4-9
Основные признаки государства стр. 9-14
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
НА ТЕМУ:
«ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА»
Выполнила: студентка 1 курса
Заочной формы обучения
Специальность: «P-R – связь с общественностью»
Беленкова Юлия Викторовна
Проверил:
Жеругов Руслан Тембулатович
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Государство как историческое явления
Аксиомой общественного
процесса является то, что государство
– не вечная категория: оно возникло
на определенном историческом этапе
развития общества и с тех пор
само развивается как относительно
самостоятельное явление, имеющее
собственные этапы и
Государственность
представляет собой фактор человеческого
прогресса и культуры, она выступает
как самостоятельная
В вопросе о происхождении и сущности государства общечеловеческая мысль выработала несколько подходов, каждый из которых имеет собственное обоснование, логику развития и метод объяснения сложных процессов, определяющих причины становления государственной организации общества.
Первый из них исходит из того, что государство является произведением искусственным, создающимся чьей-то волей, не детерминированной материальными отношениями и факторами. Это может быть божественная воля, обусловливающая богоустановленную власть и требующая безоговорочного подчинения ей со стороны всех и каждого; человеческая воля, выражается в договорных отношениях, которые обеспечивают порядок и защиту прав человека; общая или абсолютная воля объективного духа, не совпадающая с волей отдельных граждан и проявляющаяся в государстве; воля завоевателя, которая обеспечивает возникновения государства путем насилия, а само государство представляет силой, извне навязанной обществу; сочетание воль «правящих и управляемых», обозначающее политическую власть на основе социальной солидарности т. д.
Соответственно указанные представления выражались в виде различных теорий происхождения государства. В их числе: теологическая, возникшая для обоснования божественного происхождения восточных деспотий и власти феодальных государств, а ныне трактующая государство как «божественное учреждение» с позиции христианской демократии.
Договорная - объясняющая происхождение государства как процесс перехода от естественного состояния к организованному обществу, соединяющему людей и государство.
Объективно – идеалистическая, связывающая возникновение государства с требованиями разума, ибо «разумное предназначение человека – жить в государстве» (Гегель).
Теория насилия, выводящая государство из культа силы, рассматривающая его как продукт войны и завоевания.
Теория солидаризма, представляющая государство в виде системы взаимозависимости, соединяющей всех индивидов в общество. Все эти теории – не только достояние истории. Многие из них и ныне имеют широкое хождение в попытках объяснить сущность государства с позиции юридического или социологического анализа его черт и признаков.
Некоторые определяют
сущность государства с точки
зрения его элементарного состава
– территории, населения, власти, другие
видят в нем юридическую
При всей искусственности, а иногда и наивности рассмотренных теорий происхождения государства каждая из них позволяет высветить те или иные стороны организации общества через посредства государства, преодолеть односторонний подход к пониманию его сущности. Следует особо обратить внимание на то, что ряд черт государства, раскрывается через эти теории. Так подчиняющее действие государственной власти в отношении подданных постоянно поддерживается и обосновывается религиозно – теологическими теориями. В теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо заложена идея обеспечения личности и достояния каждого члена общества с помощью государства, которому именно в силу договора принадлежит верховная власть, неотчуждаемая от народа – ее источника. Именно подобные идеи лежат в основе процесса формирования правового государства. В свою очередь гегелевские воззрения на государство как нечто объективное и в своем основании независимое от признания воли отдельных лиц дают возможность выявить объективный характер государственной воли, которая не сводится к обычной сумме индивидуальных воль членов общества, что позволяет ей находить воплощение в законе. Многие другие свойства государства – психология господства и подчинения, насильственная сторона государственной власти, роль права в государстве как отображение социальных отношений, в том числе отношений солидарности и т. п., раскрываются для нас через различные теории, объясняющие происхождение государства. Каждая из них в отдельности не охватывает всех причин перехода общества в стадию государственности, но позволяет уяснить отдельные из них и различные стороны сущности государства.
Второй из главных подходов к вопросу происхождения государства объясняет причины его возникновения естественноисторическими процессами развития общества. Этот подход проистекает из материалистического понимания истории как метода познания, разработанного марксизмом. Несмотря на допущенные ошибки в ряде вопросов теории и практики государственного строительства, марксизм позволяет обрисовывать реальную картину происхождения государства как следствия появления именно тех условий, которые вызвали разложение родового строя и оказались причиной становления государственной организации общества. Это было достигнуто в процессе исследования археологических источников развития материальной культуры на ранних этапах существования человеческого общества, новейших для своего времени научных достижений. Поэтому марксистский подход к вопросу происхождения государства как естественноисторическому процессу признан во всем мире как вполне достоверный.
Государство, таким образом, не есть нечто, извне навязанное обществу, оно возникло в результате развития самого общества, постепенно в ходе обострения борьбы между нарождающимися классами. Государство является продуктом непримиримости классовых противоречий, когда объективной необходимостью становится сила, вышедшая из общества, но ставящая себя над обществом. Общество получает возможность содержать особую группу людей, занимающихся политическим управлением и охраной сложившихся отношений частной собственности.
При изучении выше перечисленных
теорий необходимо достаточно четко
представлять, что, говоря о государстве,
следует иметь в виду как особую
форму организации
Возникает
вопрос, какая из этих форм доминирует
в понятии государства –
Через аппарат или машину обеспечения господствующей воли в обществе раскрывается сущность государства на разных этапах развития демократии. Так, в условиях антагонистического общества государство по своей сущности является, как правило, диктатурой определенного класса, иной социальной группы, партии, отдельной личности. На более поздних этапах цивилизации аппарат государства может уже выступать как арбитр по согласованию социальных воль противоречиво настроенных сил общества. Эта роль арбитра может проявляться в разной степени активности в зависимости от характера общественных противоречий, но она свойственна любому социально расколотому обществу. И в этом проявляется развитие государства в современный период.
Что же касается форм организации человеческого общества на разных этапах развития, то они выражают взаимоотношения населения с аппаратом государственной власти, т. е. специфику именно государственно организованного общества. Для уяснения этой специфики необходимо обсудить вопрос, чем государство отличается, с одной стороны, от догосударственной организации первобытного общества, с другой от иных организаций современного общества (политические партии, церковь, общественные объединения граждан и т. д.), через которые также обеспечивается проведение социальной воли соответствующих сил.
Таким образом, подводя
итог, можно дать конкретное определение
государству:
Государство – это универсальная организационная политика власти, социально неоднородного общества, которое обладает монополией на установление общеобязательных норм и легальное принуждение.
Когда-то давно, Ф. Энгельс писал: «По сравнению со старой родовой организацией государство отличается, во-первых, разделением подданных государства по территориальным делениям… Вторая отличительная черта – учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила». Здесь мы видим выделение двух отличительных признаков государства, которые характеризуют сам процесс становления государственности, обусловливают ее историческую необходимость при переходе от бесклассового к государственно организационному обществу. Но вместе с тем особо подчеркивается применимость этих признаков к любому государству. Поэтому они выражают историческую необходимость и современных типов государства, однако с учетом тех корректив, которые характеризуют их особенности.
Появление особой публичной власти происходит под влиянием частной собственности и разделение общества на классы или иные противоборствующие социальные силы. Следует признать, что этот признак играет приоритетную роль как главный, определяющий фактор возникновения и существования любого государства, публичная власть в котором принадлежит экономически господствующей силе либо приобретает функции арбитража в целях управления общими делами всего общества на основе компромиссов и согласования противоречий между различными группами и личностями. Сам термин «публичная власть» является синонимом русского термина «общественная власть», «социальная власть». Такая власть присуща любому организационному обществу, она была и в условиях родового строя. Но государству присуща не вообще публичная власть, а лишь власть особого характера, отделенная от всей совокупности постоянно входящих в состав государства лиц, стоящая над обществом. Эта власть является политической или, иначе говоря, государственной властью, она организуется с помощью специального аппарата властвования. Государственная власть сохраняется и в условиях демократического государства, но в нем полностью меняется характер власти. Из стоящей над народом и угнетающей его она становится властью, принадлежащей народу и ему подчиненной.