Понятие и основные признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание

Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу.

Содержание

Введение в историческое понятие государства стр. 3-4
Процессы становления государственной организации общества стр. 4-9
Основные признаки государства стр. 9-14
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 30.91 Кб (Скачать документ)

      Другой  признак, который отличает государство  от родовой организации общества, состоит в разделении жителей  не по родовому, а по территориальному принципу. Он возникает под влиянием второй стороны материального производства – воспроизводство самого человека. В условиях родовой организации все отношения осуществлялись внутри рода, независимо от места проживания жителей: и брачно – семейные, и имущественные, и отношения наследования – все это ограничивалось рамками рода. В условиях государства эта кровнородственная организация утрачивает свой смысл, и появляется территориальное разделение жителей, независимо от рода и племени.

      Данный  признак обеспечивает территориальные  взаимоотношения населения с  государственной властью. Благодаря  этому государственная власть может  легко найти любого подданного по месту его жительства и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством. Сама форма построения человеческого коллектива в условиях общественной власти, присущей классовому обществу, означает государственную организацию общества, построенную по территориальному принципу. Государство и есть такая территориальная организация общества. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико – территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы предоставить его гражданам возможность осуществлять их важнейшие права и обязанности по месту жительства. Лишь некоторые государства лишены системы территориального деления, но и они распространяют власть на всех людей, проживающих на данной территории.

    1. Государство является всеохватывающей организацией данного общества. Ни одна другая организация общества не отличается признаком универсальности, свойственной государству. Универсальность государственной организации состоит в предельном объединении общества в рамках государства – ассоциации и подчиненности этой организации всех остальных общественных структур.
    2. Для государства характерно наличие специального аппарата власти, который не совпадает со всем обществом. Аппарат – это тот самый государственный механизм, который обладает государственно – властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организаций. Причем государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Правда, и принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразностью, скажем, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от целей такого принуждения оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения (легитимировано)
    3. Государственный аппарат, который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, специально предназначенных для политического управления другими людьми. Такое политическое управление является их профессией. Это профессионалы в сфере государственного управления. Для государства характерна организация взаимоотношений в процессе построения своего аппарата в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины входящих в него должностных лиц.
    4. Государство обладает особыми материальными предпосылками, «вещественными придатками» властвования, составляющими специфические средства для осуществления политического принуждения. Такими придатками являются тюрьмы, карательные органы, полиция, армия и т. д., которые специально предназначены для осуществления систематического государственного принуждения. Любая другая организация общества лишена подобных специфических средств властвования. Однако характер и роль названных институтов неодинаковы в условиях существования различных государств. В обществах с неразвитой демократией они приобретают самодовлеющее значение и выступают в роли «силовых» структур, используемых в политической борьбе, например для обеспечения политических репрессий. В условиях демократического общества они играют вспомогательную роль в отношении институтов народного представительства, правосудия, защиты прав и свобод человека. В этих случаях «вещественные придатки» властвования обеспечивают именно легализованное принуждение.
    5. Государство обладает монополией правотворческой деятельности. Только оно может издавать такие предписания, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспеченны принудительной силой государственного аппарата. Эти предписания содержатся в правовых актах и выражают волю господствующего класса, правящей группировки или всего народа. В системе правовых актов выделяются законы, которые, в силу своей всеобщности, не только являются средством осуществления государственной власти, но и устанавливают рамки ее осуществления путем упорядочения и ограничения деятельности органов государства. Связанность государства велением закона составляет один из признаков правового государства. Говоря наиболее обобщенно, государство является именно правовой организацией, т. е. оно действует авторитетом права и выполняет служебную роль по охране права, обеспечению его обязательности и проведению в жизнь.
    6. Из всех организаций общества только государство обладает таким свойством, как государственный суверенитет. Данное свойство обеспечивает государству верховенство внутри его границ и независимость на международной арене в процессе проведения в жизнь соответствующей господствующей воли. Государство представляет собой верховную организацию властвующего слоя, веление которой общеобязательны для всех остальных государственных и общественных организаций, органов, должностных лиц и граждан. Все остальные организации действуют в сфере государственной власти, которая в целом обладает верховенством, является единственно суверенной.

заключение

    Таковы наиболее важные, можно сказать, классические признаки государства, характеризующие  государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создание информационной и энергетической систем и т. д., но они не в равной степени присущи каждому данному  государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.  
     
     
     
     
     
     

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Основы государства и права, учебное пособие для лиц поступающих в юридические ВУЗы. Под научной редакцией В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова.
    2. Теория права и государства, В.Н. Протасов, Москва Юрайт 2003.
    3. Учебник по правоведению, Москва 2002, В.Н. Протасов.

Информация о работе Понятие и основные признаки государства