Другой
признак, который отличает государство
от родовой организации общества,
состоит в разделении жителей
не по родовому, а по территориальному
принципу. Он возникает под влиянием
второй стороны материального производства
– воспроизводство самого человека. В
условиях родовой организации все отношения
осуществлялись внутри рода, независимо
от места проживания жителей: и брачно
– семейные, и имущественные, и отношения
наследования – все это ограничивалось
рамками рода. В условиях государства
эта кровнородственная организация утрачивает
свой смысл, и появляется территориальное
разделение жителей, независимо от рода
и племени.
Данный
признак обеспечивает территориальные
взаимоотношения населения с
государственной властью. Благодаря
этому государственная власть может
легко найти любого подданного по
месту его жительства и потребовать
от него выполнения своих общественных
обязанностей. В результате возникает
территориальная организация населения,
которая и является государством. Сама
форма построения человеческого коллектива
в условиях общественной власти, присущей
классовому обществу, означает государственную
организацию общества, построенную по
территориальному принципу. Государство
и есть такая территориальная организация
общества. Сама система государственной
власти строится на основе соответствующего
политико – территориального деления,
которое, в свою очередь, организуется
государством, чтобы предоставить его
гражданам возможность осуществлять их
важнейшие права и обязанности по месту
жительства. Лишь некоторые государства
лишены системы территориального деления,
но и они распространяют власть на всех
людей, проживающих на данной территории.
- Государство является
всеохватывающей организацией данного
общества. Ни одна другая организация
общества не отличается признаком универсальности,
свойственной государству. Универсальность
государственной организации состоит
в предельном объединении общества в рамках
государства – ассоциации и подчиненности
этой организации всех остальных общественных
структур.
- Для государства
характерно наличие специального аппарата
власти, который не совпадает со всем обществом.
Аппарат – это тот самый государственный
механизм, который обладает государственно
– властными полномочиями и в котором
концентрируется принудительная сила
государства. Такого аппарата нет у иных
организаций. Причем государство применяет
в первую очередь так называемое «легализованное
принуждение», т. е. предусмотренные законом
принудительные меры в целях наказания
или предотвращения нарушений со стороны
отдельных лиц, групп или организаций.
Такие меры применяются через суд или
другие органы, наделенные правом использовать
юридические санкции. Правда, и принуждение
может носить и нелегализованный характер,
но обусловливаться общественной справедливостью
и целесообразностью, скажем, в целях предотвращения
государственного переворота, ликвидации
хаоса и распада общества, когда могут
быть использованы не только правоохранительные
органы, но и вооруженные силы государства.
В зависимости от целей такого принуждения
оно может быть вполне оправдано в глазах
общественного мнения (легитимировано)
- Государственный
аппарат, который выделяется из общества,
состоит из особого слоя людей, специально
предназначенных для политического управления
другими людьми. Такое политическое управление
является их профессией. Это профессионалы
в сфере государственного управления.
Для государства характерна организация
взаимоотношений в процессе построения
своего аппарата в соответствии с иерархией
служебных должностей и на основе особой
служебной дисциплины входящих в него
должностных лиц.
- Государство обладает
особыми материальными предпосылками,
«вещественными придатками» властвования,
составляющими специфические средства
для осуществления политического принуждения.
Такими придатками являются тюрьмы, карательные
органы, полиция, армия и т. д., которые
специально предназначены для осуществления
систематического государственного принуждения.
Любая другая организация общества лишена
подобных специфических средств властвования.
Однако характер и роль названных институтов
неодинаковы в условиях существования
различных государств. В обществах с неразвитой
демократией они приобретают самодовлеющее
значение и выступают в роли «силовых»
структур, используемых в политической
борьбе, например для обеспечения политических
репрессий. В условиях демократического
общества они играют вспомогательную
роль в отношении институтов народного
представительства, правосудия, защиты
прав и свобод человека. В этих случаях
«вещественные придатки» властвования
обеспечивают именно легализованное принуждение.
- Государство обладает
монополией правотворческой деятельности.
Только оно может издавать такие предписания,
которые общеобязательны для исполнения
всеми членами общества и обеспеченны
принудительной силой государственного
аппарата. Эти предписания содержатся
в правовых актах и выражают волю господствующего
класса, правящей группировки или всего
народа. В системе правовых актов выделяются
законы, которые, в силу своей всеобщности,
не только являются средством осуществления
государственной власти, но и устанавливают
рамки ее осуществления путем упорядочения
и ограничения деятельности органов государства.
Связанность государства велением закона
составляет один из признаков правового
государства. Говоря наиболее обобщенно,
государство является именно правовой
организацией, т. е. оно действует авторитетом
права и выполняет служебную роль по охране
права, обеспечению его обязательности
и проведению в жизнь.
- Из всех организаций
общества только государство обладает
таким свойством, как государственный
суверенитет. Данное свойство обеспечивает
государству верховенство внутри его
границ и независимость на международной
арене в процессе проведения в жизнь соответствующей
господствующей воли. Государство представляет
собой верховную организацию властвующего
слоя, веление которой общеобязательны
для всех остальных государственных и
общественных организаций, органов, должностных
лиц и граждан. Все остальные организации
действуют в сфере государственной власти,
которая в целом обладает верховенством,
является единственно суверенной.
заключение
Таковы наиболее
важные, можно сказать, классические
признаки государства, характеризующие
государство со стороны его этнической
организации (например, единый язык общения),
создание информационной и энергетической
систем и т. д., но они не в равной
степени присущи каждому данному
государству и могут по-разному
проявляться применительно к конкретным
условиям государственной организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Основы государства
и права, учебное пособие для лиц поступающих
в юридические ВУЗы. Под научной редакцией
В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова.
- Теория права
и государства, В.Н. Протасов, Москва Юрайт
2003.
- Учебник по правоведению,
Москва 2002, В.Н. Протасов.