Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 23:46, курсовая работа
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Введение.
Глава 1. Социальные нормы.
Функции социальных норм.
1.2 Социальные нормы и их виды.
Глава 2. Нормативно-регулятивная система.
2.1 Закономерность существования и развития
нормативно-регулятивной системы.
2.2 Директивы.
Заключение.
Список используемой литературы.
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,
ПРАВА И
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая
работа
По дисциплине: Теория государства и права__________________
На тему: Понятие
и основные виды социальных
норм__________
Вариант №___16______
2011г.
Содержание.
Введение. Глава 1. Социальные
нормы.
1.2
Социальные нормы и их виды. Глава 2. Нормативно-регулятивная система. 2.1 Закономерность существования и развития
нормативно-регулятивной 2.2
Директивы. Заключение.
Список используемой
литературы. |
3 10 10 11 19 19 22 26 29 |
Введение.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Тема данной курсовой работы – «Понятие и основные виды социальных норм» – актуальна в силу того, что понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох.
Рассмотрим кратко, как шло формирование
общества, которое давало возможность
человеку проявлять и развивать свои истинно
человеческие качества.
«Что было раньше — человек или общество?» —
вопрос, который интересовал ученых. С
одной стороны, очевидно, что в человеке
немало природного, а с другой, по словам
философа Н. А. Бердяева, — «человек есть
принципиальная новизна в природе»1.
В этом выражении подчеркнуто, что человек
не только существует в мире по природным
законам, но выходит за рамки запрограммированного
природой поведения. Эту же мысль высказывал
немецкий просветитель Иоганн Гердер,
называя человека «вольноотпущенником
природы».
В процессе эволюции менялся не только
способ поведения, но и формы организации
человеческого сообщества. Первоначально
люди жили в нестабильных коллективах,
именуемых человеческим стадом. Отношения
в таком коллективе во многом были сходны
с поведением высших социальных животных:
сообща охотились, согревались в холодные
дни, сражались за самку, продолжали род
и воспитывали потомство. Однако постепенно
сплоченность человеческих коллективов
становилась все более устойчивой. Люди
создали новую форму коллективной, совместной
жизни — общество.
Первоначальные общества иногда называют
простыми. Они были основаны на кровном
родстве и предполагали совместное владение
имуществом, коллективный труд, не знали
имущественного расслоения. Постепенно
структура общества становилась более
сложной. Одной из важнейших предпосылок
этого явилось усложнение трудовой деятельности
с помощью усовершенствованных орудий
техники и технологии, специализации трудовых
усилий.
Большую роль в становлении отношений
человеческого сообщества с природой
и с другими людьми играл обычай. Существует
даже мнение, что роль обычая в сфере общения
аналогична роли орудий труда в отношении
внешней природы. По существу, границы
восприятия опыта предков и фарватер деятельности
индивида как бы очерчивались существовавшими табу
(запретами),выступавшими в качестве
руководства к действию. Табу — система
запретов на совершение определенных
действий, нарушение которых, по первобытным
представлениям, карается сверхъестественными
силами. Ряд исследователей связывают
возникновение табу с потребностями общества
обуздать естественные инстинкты индивидуумов,
подчинить их интересам коллектива.
С переходом от присваивающего к производящему
хозяйству, а потом и к оседлому образу
жизни постепенно расширялись и усложнялись
отношения между людьми.
Одновременно с изменившимися условиями
тесно связан рост популяции людей и распространение
их по Земле. Достаточное количество пищи,
и относительная безопасность существования
позволяли людям больше времени уделять
заботе о потомстве.
Управление жизнью человеческого коллектива,
в котором связи между его членами строились
не только на кровном родстве, но и на совместной
деятельности, обмене, соподчинении, требовало
многоуровневых отношений. Так постепенно
складывалось не существующее у других
живых существ многостороннее образование,
сложное переплетение разнообразных связей
и отношений — общество. Именно в обществе
были созданы ценности, которые не под
силу создать индивиду.
В процессе всей своей жизнедеятельности
люди вступают во взаимоотношения с объектами
природы (материальными объектами), а так
же друг с другом. Не смотря на многообразие
связей их можно типизировать и дать таким
связям определение, какое же поведение
является распространенным, массовым,
нормальным.
Понятие
«норма» в широком смысле означает «правило»,
некое руководящее начало. Все эти нормы
О.Е. Кутафин2 разделил на две группы:
социальные нормы и нормы несоциальные.
В
нашей работе нас, прежде всего интересуют
именно социальные нормы и влияние их
на правосознание нашего общества на современном
этапе.
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1.
Так называемые «стихийные»
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3.
Акты индивидуального
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена, прежде всего, к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1.
Естественные нормы,
2.
Разработанные на основе
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4.
Правила поведения, содержание
которых определяется не
При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки:
1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
2.
Данные нормы возникают в
3.
Названные нормы
4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.
Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.
5.
Эти нормы соответствуют типу
культуры и характеру
Характер
же организации общества в большей
мере влияет на значимость того или иного
вида норм в обществе, на связи норм в социальной
нормативной системе. Так, в негосударственно-
Таким
образом, социальные нормы представляют
собой связанные с волей и сознанием людей
общие правила регламентации формы их
социального взаимодействия, возникающие
в процессе исторического развития и функционирования
общества, соответствующие типу культуры
и характеру его организации.