Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 23:46, курсовая работа
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Введение.
Глава 1. Социальные нормы.
Функции социальных норм.
1.2 Социальные нормы и их виды.
Глава 2. Нормативно-регулятивная система.
2.1 Закономерность существования и развития
нормативно-регулятивной системы.
2.2 Директивы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Идеальная инфраструктура — это такая
модель основных организационно-нормативных
форм социальных регуляторов, которая
объективно обусловлена данным социальным
строем и является оптимальной для обеспечения
функционирования общественной системы
в соответствии с ее объективными законами.
Фактическая же инфраструктура
представляет собой реальное сочетание
организационно-нормативных форм социальных
регуляторов, действующих в данном обществе
в данное время, их реально существующее
взаимодействие, которое, выражая идеальную
инфраструктуру, в то же время исторически
находится под влиянием целого ряда разнообразных
условий, обстоятельств, причин (в том
числе и таких, которые относятся к субъективной
стороне жизни общества: к сложившимся
традициям, науке, даже личностным особенностям
отдельных людей). В соответствии с этим
фактическая инфраструктура есть особое
существующее бытие нормативно-регулятивной
системы.
Появление
нормативного регулирования — один из
наиболее значительных поворотных пунктов
в становлении социального регулирования,
знаменующий качественный скачок в его
развитии. При помощи общих правил оказывается
возможным достигнуть единого, непрерывно
действующего порядка в общественных
отношениях, подчинить поведение людей
общим и одинаковым условиям, продиктованным
требованиями социальной жизни. Резко
снижаются возможности для господства
случая и произвола, и тем самым с максимальной
полнотой достигается главная цель социального
регулирования — устойчивость общественной
жизни.
Нормативное регулирование
имеет и свои минусы. Социальные нормы
легко становятся орудием социальной
власти авторитарного типа, носителем
авторитарной идеологии. С точки зрения
регулятивных особенностей оно само по
себе не обеспечивает того, что достигается
при индивидуальном, разовом решении жизненных
проблем: учета конкретной, индивидуальной
ситуации, неповторимых особенностей
данного случая. Этими недостатками и
объясняется потребность, которая остро
ощущается в процессе функционирования
нормативно-регулятивной системы общества,
— заполнить в необходимой мере нормативное
регулирование, в том числе правовое содержание
индивидуальным. Так, отмечаемая в современных
правовых системах тенденция ко все большему
вмешательству публичной власти в различные
сферы жизнедеятельности человека, приводящая
к увеличению общего числа правовых норм
и к их все более изощренной детализации,
ведет не столько к единообразию социального
регулирования общественных процессов,
сколько к образованию пустот и противоречий
в многократно налагающихся друг на друга
социальных нормах и как следствие — к
правовому нигилизму и социальной дезориентации
человека.
Немаловажным фактором функционирования
нормативно-регулятивной системы в обществе
становится знание социальных норм, регулирующих
поведение конкретного человека. Современный
механизм накопления информации о различных
социальных нормах не справляется с огромным
количеством этих норм, поэтому формирование
массива необходимых человеку для жизни
правовых норм рассматривается в качестве
одной из современных задач государства.
Поэтому особо необходимо отметить тенденцию
к вовлечению в сферу правового социального
регулирования ненормативных регуляторов,
в частности директивного. В советский
период это проявилось в функционировании
правовой системы на основе решений съездов
КПСС, формирующих содержание нормативно-правовых
актов.
2.2 Директивы.
В европейском
праве существуют акты особого вида —
директивы (издаваемые институтами Европейского
союза и содержащие цели и результаты,
которые должны быть достигнуты, но предоставляющие
национальным властям право самим определять,
в какой форме, с помощью каких процедур
и механизмов эти цели могут быть достигнуты;
в них по общему правилу указываются и
сроки достижения результатов).
Существуют
директивы двух разновидностей:
— рамочные — образующие самостоятельную
группу актов, иерархически не подчиненных
регламенту, являющемуся актом общего
характера, подлежащему применению во
всех своих элементах всеми органами государств-членов
Европейского союза;
— обычные — содержат, как правило, более
детальную регламентацию, принимаются
на основе и во исполнение регламента.
Необходимо
отметить, что в условиях существования
большого числа разнообразных социальных
правил, отличающихся по многим основаниям
от правил (норм) юридических, особая задача
права состоит в том, чтобы суметь усвоить
любое другое социальное правило. То есть
имеется ввиду «нейтральный характер»
юридической нормы, которая как «прозрачный
сосуд» в зависимости от конкретной системы
может получать любое содержание, приспособленное
к требованиям, которое она должна выполнять.
Некоторые правила неприменимы как «узаконенные
средства управления», они как бы умалчиваются
в содержании конкретной формы права,
потому что они слишком абстрактны для
того, что бы быть адаптированными к тонким
нюансам реальной жизни и частным случаям
принято говорить, что традиционное китайское
право в большей мере основывается на
чувстве приличия и знании обычаев, а так
же на умении чувствовать другого человека,
чем собственно на нормах.
Таким
образом, можно констатировать, что социальное
регулирование является результатом взаимодействия
большого числа систем нормативного и
ненормативного порядка, существующих
в недрах общества, одни из которых формируются
в социальном пространстве, а другие находят
место в индивидуальном сознании.
Видный русский правовед Г.Ф. Шершеневич считал, « что нравственность представляет собой не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для самого индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения» 4
Конечно правосознание
это явление неоднозначное и
сложное, уровень его в обществе зависит
от многих факторов. Например, от политической
и экономической стабильности внутри
самого общества и от идеологической политики
проводимой политическими силами, стоящими
у власти, от степени реализации интересов
каждого члена общества или группы людей
и т.д.
В настоящее время правосознание нашего
общества находится не на столь высоком
уровне, поскольку наша страна перешла
к иным экономическим отношениям, на основе
рынка, а это потребовало коренной перестройки
правосознания всего нашего общества
и других морально-этических и правовых
норм, которые в свою очередь меняют и
правосознание.
Кроме того, правосознание
в какой-то мере является источником
права: для того чтобы какое-либо
правило стало правовой нормой оно
должно найти свое отражение в правосознании
общества и, таким образом, оказывать воздействие
на сам процесс правотворчества. Именно
через правовое сознание законодатель
может «уловить» дух эпохи и уж затем отразить
его в правовых актах и социальных нормах.
Оценка результатов этой деятельности
и каждого решения возникающего в правовой
сфере так же происходит с помощью правосознания.
Результатом оценки является признание
какого-либо правила поведения правомерным
или противоправным.
Правосознание формируется прежде всего
передовыми представителями - идеологами
политических сил доминирующих в данном
обществе, стоящих у власти в процессе
осознания ими общих интересов, которые
приобретают в сознании форму юридических
мотивов, воли этих политических сил, побуждающих
ее принять форму государственной воли.
Право, (а вместе с ним и социальные нормы)
и правосознание не создают друг друга.
Все они формируются объективными условиями
и взаимодействуют между собой. Действующие
социальные нормы оказывают влияние друг
на друга, складывая представления членов
общества об моделях их поведения, об их
правах и обязанностях. И наоборот, правосознание
влияет на действующие социальные нормы
и право в целом, определяя практику правоприменения
в интересах политических сил, обуславливая
тем самым нормотворческую деятельность
государства.
Социальные нормы и правосознание органически
взаимодействуют между собой, обуславливают
и дополняют друг друга в регулировании
отношений между людьми. Такая обусловленность
их взаимодействия состоит прежде всего
в том, что большинство социальных норм
(в том числе и моральные) воплощают в себе
принципы гуманизма, справедливости и
равенства людей. Другими словами законы
в виде определенных социальных норм воплощают
в себе высшие моральные требования современного
общества.
Таким образом, правосознание активно
содействует утверждению прогрессивных
моральных представлений в обществе. Нормы
нравственности и морали, в свою очередь,
наполняют правосознание глубоким нравственным
содержанием, содействуя эффективности
правового регулирования, одухотворяя
действия и поступки людей нравственными
идеалами.
Заключение.
В ворохе законов порой трудно
разобраться даже опытному юристу, не
говоря уж о рядовых членах нашего общества
и тем более социальные нормы предаются
незаслуженному забвению, поскольку воплощение
их в жизнь требует не только определенных
политических решений со стороны государства,
а так же определенной экономической поддержки
социального законодательства.
Правосознание нашего общества
тоже требует определенного вмешательства
со стороны государства, так как правосознание
- это осознание права, а высокий уровень
правосознания предполагает и высокую
правовую культуру общества, которую,
как известно нужно воспитывать. А для
этого должны работать именно государственные
программы, отдельными, частными вливаниями
тут ничего не сделаешь. Эти долгосрочные
программы должны финансироваться именно
государством, так как оно провозгласило
себя не только правовым, но и социальным
государством. Но как показывает практика
провозгласить это одно, а вот осуществить
на практике это совершенно другое.
И все-таки правосознание
нашего общества имеет тенденцию к повышению
своего уровня и не последнюю роль в этом
процессе играют именно социальные нормы,
поскольку именно по ним люди сообразуют
свое поведение в обществе. Именно эти
нормы в своей совокупности называются
правилами человеческого общежития.
Россия всегда
была общиной и в ней были сильны коллективистские
обычаи и традиции, на их основе строилось
и правосознание русского общества. Социальные
нормы всегда оказывали сильное влияние
на правовое сознание русского общества.
Зачастую они даже имели решающее значение.
Теперь их влияние несколько ослабло,
но мне кажется, это явление временное
и положение скоро исправится. Социальные
нормы будут более детально отражены в
законах и других правовых актах, поскольку
именно социальные нормы придают им духовную,
живую окраску, это уже не сухой язык правовых
норм, а живое воплощение права в законодательстве.
Влияние социальных
норм на современное правосознание просто
трудно отрицать и переоценить степень
его влияния тоже трудно, поскольку социальные
нормы сопровождают человечество на всем
пути его развития. Оно играет важную роль
в правовой и социальной жизни общества,
а так же в совершенствовании отношений
царящих в этом обществе.
Оно является необходимым
фактором при создании не только социальных
норм, но и права в целом, ведь и социальные
нормы и нормы права формируются в процессе
сознательной волевой деятельности правотворческих
органов. Поэтому качество правовых и
социальных норм, их соответствие потребностям
общественного развития связано неразрывными
связями с правовыми представлениями,
т.е. уровнем правосознания тех, кто создает
эти нормы.
Кроме того, правосознание
является важным и необходимым условием
для более точной и полной реализации
правовых норм, в том числе и социальных.
Требования социальных норм обращены
непосредственно к людям. Эти требования
выполняются путем их сознательной волевой
деятельности. И чем выше уровень правосознания
граждан, тем точнее исполняются предписания
социальных и правовых норм. Высокий уровень
правосознания обеспечивает добровольное,
глубоко осознанное осуществление этих
требований, признание их правильности
и разумности. Нарушение их вызывает у
людей чувство нетерпимости к людям их
нарушающих.
Таким образом,
правосознание как и социальные нормы
есть важные факторы развития законодательства,
гаранты стабильности правопорядка в
обществе, реальности осуществления прав
и свобод граждан, кроме того высокая степень
правосознания свидетельствует о высокой
общей и правовой культуры каждой личности.
Список используемой литературы:
Нормативная
литература
1. Конституция РФ.
Основная литература
2. Вопленко Н.Н. Система права // Общая теория права. - Н. Новгород, 2003
3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М., 2001.
4. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2007
5. Бабаев В.К. Правовые отношения // Общая теория права. - Н. Новгород, 2003.
6. Мицкевич А.В. Правовые отношения // Общая теория права. — М.: Манускрипт, 2004.
7. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2004.
8. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 2003
9. Алексеев С.С.Общая теория права: В 2 т.- М.: Юрид. Лит.,2003
10. Алексеев С.С. Право: Азбука - Теория - Философия. Опыт комплексного исследования. - М., 2004
11. Лукашук Н.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учеб.- практ. пособие. - М.: Спартак, 2007.
12. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: БЕК, 2004.
13. Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права» Москва: Юристъ, 2001г
Дополнительная литература
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права . - М., Отечество, 1993
15. Бердяев Н. А. О назначении человека. Париж. , 1931.