Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации). Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал

Содержание

Введение 2
1. Возникновение государства 4
1.1 Предпосылки возникновения государства 4
1.2 Основные теории происхождения государства 7
1.3 Государство - первая политическая организация 11
2. Понятие и признаки государства 14
2.1 Понятие государства 14
2.2 Признаки государства 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

на отлично.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

Таким образом, учение Гегеля о государстве  было направлено против теории договорного  происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей  буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула  «Все действительное разумно» оправдывала  феодально-абсолютистский строй Прусского  государства. Если идеологи революционной  буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали  свободные от религии взгляды  на государство, то Гегель в утонченно-мистической  форме возрождал религиозно-теологическое  учение о нем. В его учении государство  изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает  подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение  в конце XIX -- начале XX вв. Ее основоположники  Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,-- война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Ф. Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если этих условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса Комаров С.А. Теория государства и права 1997г. с. 92.. Марксистская теория происхождения государства отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований, как нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления, ведь государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Государство - первая политическая  организация

В историческом плане государство  можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение  от слова «полисы», которым древние  греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства  возникали по-разному, на различных  стадиях развития, в различные  исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие факторы, как совершенствование орудий труда  и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих  и групповых (классовых) интересов. Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения  вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные  объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и  принимающие участие в политической жизни общества.

Например, Аристотель упоминает о партиях  горы, равнины и прибрежной части  города рабовладельческих Афин. В  условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения  собственников -- общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе кроме государства действуют разные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

1. Государство выступает в качестве  альтернативы бесплодной борьбе  между различными социальными  группами, слоями, классами с их  противоречивыми интересами. Оно  предотвратило самоуничтожение  человеческого общества на самой  ранней стадии нашей цивилизации  и предотвращает это сегодня.  В этом смысле оно «дало»  жизнь политической системе общества  в современном ее понимании.

2. Государство можно рассматривать  как организационную форму, как  союз людей, объединившихся для  совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества Скоков А.М. Общество государство и право 2003г. с. 55..

3. В ряду факторов, обусловивших  появление государства, важное  место занимает социально-классовое  расслоение общества. Отсюда следует,  что государство выступает политической  организацией экономически господствующего  класса. Классовый характер государства  связывает его с иными политическими  явлениями. Поэтому перед государством  и политической системой в  целом стоят одни и те же  задачи: ввести классовую борьбу  в русло цивилизованной политической  борьбы, основанной на принципах  демократии и права; направить  усилия противоборствующих слоев,  классов и их политических  организаций на конструктивное  решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государство стало первым результатом  политической деятельности людей,  каким-либо образом организованных  и представляющих интересы определенных  социальных групп и слоев. Это  обусловило его претензии на  всеобщность охвата политических  явлений, а признаки территориальности  и публичной власти сделали  реальным значение государства  как формы политического общежития  различных социальных и национальных  образований, а также выражающих  их интересы различного рода  организаций и партий. Демократическое  государство стремится обеспечить  нс только нормальное мирное  политическое общежитие, но и  мирную смену государственной  власти, если возникает такая  историческая необходимость. Государство  как форма политического общежития  по территории совпадает с  политической системой общества. По содержательным и функциональным  характеристикам оно выступает  элементом политической системы.

5. Государство -- важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами -- от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе Скоков А.М. Общество государство и право 2003г. с. 55.. Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу  подвижности экономических, социально-классовых  отношений, изменчивости идеологической  и психологической ауры находится  в постоянном движении. Все ее  элементы и компоненты работают  как бы в равной степени,  увязывая, согласовывая интересы  социальных групп, вырабатывая  политические решения. Когда же  возникают чрезвычайные общественные  ситуации (происходят стихийные  бедствия, изменяется форма правления  или политический режим), особая  роль в разрешении их отводится  государству. Причем в этом  случае речь идет не просто  о государстве, а о его субстанциональном  проявлении -- государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества Матузов Н.И. правовая система и личность 1987г. с. 123.. Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве -- это не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

 

 

 

 

 

2. Понятие и признаки государства

2.1 Понятие государства

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ  и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У  Цицерона было немало последователей в разное время и в различных  странах -- основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Волосникова Л.Н. Хрестоматия 1996г. с. 53. Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Малько А.В. Правоведение 1997г. с. 10..

Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

Рассматриваемое определение государства, верно  отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин  критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства  называли принудительную власть: «Принудительная  власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не было»  Матузов Н.И. правовая система и личность 1987г. с. 126..

Не  согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей  определенного рода,-- утверждал Ф.Ф. Кокошкин,-- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества -- тоже лишь один из признаков, но не все государство . Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни -- государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству» Козулин А.И. Государство и право 1994г. с. 29.. Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство-- это - есть машина для поддержания господства одного класса над другим» Лазарев. В. М. Юрист 2004г. с. 39.. Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

Информация о работе Понятие и признаки государства