Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации). Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал

Содержание

Введение 2
1. Возникновение государства 4
1.1 Предпосылки возникновения государства 4
1.2 Основные теории происхождения государства 7
1.3 Государство - первая политическая организация 11
2. Понятие и признаки государства 14
2.1 Понятие государства 14
2.2 Признаки государства 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

на отлично.docx

— 51.40 Кб (Скачать документ)

д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства Волосникова Л.Н. Хрестоматия по истории политических правовых учений 1996г. с. 60..

Само  по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом -- тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами Матузова Н.И. Теория государства и права 2004 г. с. 70.

 

Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  оно в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей -- выражает произвол и своеволие носителей  государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия -- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение -- административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты -- восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное  определение характеризует государство  как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое  не может быть сведено к механизму  управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком  смысле -- это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство -- качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

2. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.

3. Комаров С. А. Теория государства  и права в схемах и определениях. - М., 1997.

4. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

6. Общая теория государства и  права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

7.  Скоков А. М., Строев Е. А.  Общество, государство и право  России. - Рязань, 2003

8. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г.

9. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права , Москва, 2002г.

11. Вопленко Н.Н. Теория государства и права, Москва, 2002г.

12. Нерсесянц В.С. Право и закон , Москва, 1983г.

13. Емельянов С.А. Право: определение понятия, Москва, 1992г.

14. Конституция РФ 1993г.,М.,Юридическая литература 2011 г.

 


Информация о работе Понятие и признаки государства