Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации). Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований. Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал
Введение 2
1. Возникновение государства 4
1.1 Предпосылки возникновения государства 4
1.2 Основные теории происхождения государства 7
1.3 Государство - первая политическая организация 11
2. Понятие и признаки государства 14
2.1 Понятие государства 14
2.2 Признаки государства 17
Заключение 24
Список используемой литературы 25
д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства Волосникова Л.Н. Хрестоматия по истории политических правовых учений 1996г. с. 60..
Само по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом -- тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: а) подчинено общим принципам данной правовой системы, б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны, в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения, г) действует через механизм прав и обязанностей, д) оснащено развитыми процессуальными формами Матузова Н.И. Теория государства и права 2004 г. с. 70.
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей -- выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия -- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение -- административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты -- восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное
определение характеризует
Таким образом, государство в узком смысле -- это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство -- качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Список используемой литературы
1. Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.
2. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.
3.
Комаров С. А. Теория
4. Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.
5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.
6. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.
7. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. - Рязань, 2003
8. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г.
9. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права , Москва, 2002г.
11. Вопленко Н.Н. Теория государства и права, Москва, 2002г.
12. Нерсесянц В.С. Право и закон , Москва, 1983г.
13. Емельянов С.А. Право: определение понятия, Москва, 1992г.
14. Конституция РФ 1993г.,М.,Юридическая литература 2011 г.