Понятие и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

основы права.docx

— 25.76 Кб (Скачать документ)

Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и  оппозиционеры могут оценивать  культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так  и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений  в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия  преодолимы. История выработала уже  некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести: - формирование чувства права и законности; - освоение достижений логико-правового мышления; - совершенствование законодательства; - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения; - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности; - разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений; - изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.  

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой надлежащее кадровое оснащение юридических  учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.  

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто  занимает какие-либо должности в  государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц  связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин  как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в  помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной  выгоде, игнорируются при этом и  если при этом игнорируется право  и порядок.  

Выделяется также  профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая  степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических  навыков, степенью правовой активности профессионалов.  

Вместе с тем  область культуры, человеческие отношения  в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью  законов является делом не менее  тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.  

Можно также утверждать, что для большого числа людей  нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая) , поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда  не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в  другую крайность, а именно - недооценить  роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно - через правоприменительную  практику (решение юридических дел  в судах и управленческих учреждениях) , через общение с друзьями и  коллегами.  

Следует всегда иметь  в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной  деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень) , но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.  

Взаимодействие права  и культуры в практическом плане  мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуре. 
 
 

Система социального  обеспечения каждой страны имеет  свои характерные

особенности в связи  с конкретными социально-экономическими условиями. Право

на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации и

представляет собой  комплекс взаимосвязанных организационных  и законодательных

мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и

малообеспеченных  групп населения осуществляется по двум основным направлениям -

социальное обеспечение  и социальная помощь.[2]

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери  кормильца, за выслугу

лет, социальные):

- пособия (временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, многодетным и

одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной

службы, инвалидов  детства и др.);

- содержание и  обслуживание престарелых и инвалидов  в специальных учреждениях

(домах-интернатах):

профессиональное  обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества  инвалидам.[3]

И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же

время каждый вид  имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит  от продуманности

механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию  производятся из

страховых фондов, в  которых сосредотачиваются собранные  в виде налогов

средства. А государственные  вложения осуществляются за счет ассигнований из

бюджетных средств (республиканских  и местных бюджетов). В итоге, средства на

социальное обеспечение  сосредоточиваются, прежде всего, в  государственной

службе и в фонде  социального страхования.

Существующая система  социальных служб  включает государственную,

муниципальную и  негосударственную службу. Все социальные службы

ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся  лиц различными видами

социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются  функции ими

осуществляемые, которые  были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция  социальной помощи, которая включает в себя как учет,

выявление лиц нам  и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.

д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным

вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ

и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных

конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной службы и

гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры  на общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и

сведений, необходимых  социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального

обеспечения роль системы  управления социальной службой. В настоящее  время

управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты

населения совместно  с органами здравоохранения, народного  образования,

культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными  органами,

государственными  службами по делам молодежи и занятости  и иными органами

управления, а также  с общественными, религиозными, благотворительными

организациями и  фондами.[4] В перспективе

большую помощь по координации  деятельности по социальному обслуживанию

населения может  осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов,

представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских  кругов.

Информация о работе Понятие и признаки права