Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:47, контрольная работа
Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВА
Как было сказано
выше, право, как и государство, является
продуктом общественного
Есть различные
точки зрения о том, что такое
право, но все они имеют ряд
общих положений: - право - это социальное
явление, без которого невозможно существование
цивилизованного общества; - право
в нормативной форме должно отражать
требования общечеловеческой справедливости,
служить интересам общества в
целом, а также учитывать
Право - это система
норм и правил поведения, которые
исходят от государства, сформулированы
в специальных государственно-
Признаками права
являются: - общеобязательная нормативность;
- выражение норм в законах или
в других нормативно-правовых актах,
признаваемых государством; - право
действует через дозволения, через
субъективное право; - государственная
обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Важнейшим признаком
правового государства, обязательным
условием его построения является высокий
уровень правовой культуры населения,
профессиональной культуры правоохранителей
и других должностных лиц.
Правовая культура
представляет собой разновидность
общей культуры, состоящей из духовных
и материальных ценностей, относящихся
к правовой действительности. При
этом правовая культура включает лишь
то, что есть в правовых явлениях
относительно прогрессивного, социально
полезного и ценного. Она - не только
результат, но и способ деятельности,
и в этом смысле духовная правовая
культура понимается как образ мышления,
нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ
Как и правосознание,
правовая культура подразделяется на
правовую культуру общества, группы (коллектива)
и индивидуальную правовую культуру
(личности) . Высший уровень правовой
культуры индивида - это правовая активность.
Она проявляется, во-первых, в готовности
личности к активным сознательным,
творческим действиям как в сфере
правового регулирования, так и
в сфере реализации права, во-вторых,
в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности) , в основе
чего лежит убеждение в
Правовую активность
следует отличать от правомерного поведения.
Не всякое правомерное поведение
можно считать осуществлением такой
активности. Критериями разграничения
здесь служат цель, средства ее достижения
и общественно значимый результат
деятельности в правовой сфере. Не следует
относить к ней и просто инициативное
исполнение своих обязанностей должностным
лицом. Такая инициатива является прямым
служебным долгом, в частности
профессиональным долгом, юриста и
заключается в обязанности
Если рассмотреть
правовую активность как интеллектуальную
активность личности, то согласно концепции
Д. Г. Богоявленской, можно выделить
три уровня: 1. если субъект права
при самой добросовестности и
энергичной работе остается в рамках
заданного или первоначально
найденного способа действия, его
интеллектуальная активность относится
к пассивному уровню, что подчеркивает
не отсутствие умственной деятельности
вообще, а то, что эта деятельность
каждый раз определяется действием
какого-то внешнего стимула; 2. если субъект
права, имея достаточно надежный способ
решения своей задачи, продолжает
анализировать состав, структуру
своей деятельности, сопоставляет между
собой цели и задачи, что приводит
его к открытию новых, внешне более
остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень
интеллектуальной активности называется
эвристическим. Этот уровень наиболее
характерен для следователей и представителей
других сходных профессий; 3. самый
высокий уровень
Правовая культура
характеризуется состоянием правосудия,
законности и правопорядка. В нее
входят ценностные ориентации общества,
социальных групп и слоев населения,
а также индивидов, имеющие юридическое
значение. Они концентрируются в
правосознании. Наивысшими среди них
являются ориентации на общечеловеческие
ценности, а их ядром - человеческая
личность с ее естественными правами.
Не все, что относится к области
права и правовой действительности,
можно считать ценностью в
конкретных исторических условиях. И
сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в
какой позволяет людям
Правовую, в том
числе профессионально-
Применительно к
личности каждого гражданина в рассматриваемом
аспекте правовая культура - это
знание и понимание права, осознанное
исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая
культура - это глубокие, объемные и
формализованные знания законов
и подзаконных актов, а также
источников права, правильное понимание
принципов права и задач
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
Содержательный анализ
правовой культуры предполагает понимание
ее как системы осуществленных и
идеальных элементов, относящихся
к сфере действия права и отражению
в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом
аспекте соответственно включает следующие
наиболее крупные элементы, которые у
юристов-профессионалов имеют свое определенное
содержание и качественный уровень: - право
как систему норм, выражающих возведенную
в закон государственную волю; - правоотношения
как систему общественных отношений, участники
которых обладают взаимными правами и
обязанностями; - правосознание как систему
духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных
органов и общественных организаций, обеспечивающих
правовой контроль, реализацию права;
- правовое поведение, деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ
КУЛЬТУРЫ
Правовая культура
функционирует во взаимодействии с
другими областями (или сферами)
культуры: политической, нравственной
(этической) , эстетической, религиозной
и т.д. При этом в специфическом
содержании правовой культуры обязательно
проявляются черты и
В связи с этим
особо значимым является взаимодействие,
взаимообслуживание элементов правовой
и нравственной культуры и областей культуры
в целом. Обеспечить социально адекватное,
законопослушное поведение личности в
условиях демократического государства
можно лишь через нравственное и правовое
сознание одновременно.
Именно нравственное
сознание как элемент нравственной
культуры служит непосредственным внутренним
(личностным) механизмом определения
правовой позиции (выбора правомерного
или противоправного варианта поведения)
. Поэтому основными составляющими профессионально-юридической
культуры следует считать профессионально-правовую
и профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА
И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Связь права и
культуры не так явна, как соотношение
права и политики, права и морали.
Но она существует, поскольку право
является весомой частью общечеловеческой
культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к правовому
Право определяет и
специфический вид общей
Правовая культура
- это одновременно: - определенный уровень
правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности;
- состояние процессов
Каждый из названных
срезов правовой культуры может рассматриваться
на личностном уровне, когда акценты
смещаются в сторону личностных
свойств и качеств, и на уровне
универсалистких обобщений, когда обращается
внимание на функционирование социального
организма в его целостности. И в том, и
в другом случае принимается во внимание
деятельное творческое начало, обеспечивающее
движение по пути прогресса и цивилизованности.
Такое понимание отвечает широкому взгляду
на культуру вообще как на категорию, объединяющую
все ценности, созданные человечеством
в процессе его духовной и практической
деятельности.
Основополагающей
культурной ценностью являются само
право и правовые законы. Закон
как инструмент организации общественных
отношений и как основной источник
права является пока непревзойденным
и всеобъемлющим среди всех средств
социального регулирования и
контроля. Конструирование правовых
законов важнейшее завоевание цивилизации.
Рано или поздно, но в идеале зрелая
культура неизбежно порождает
В качестве примера
ценностных завоеваний культуры в средствах
(способах) и формах правовой деятельности
можно указать на законность и
правосудие. Без них трудно было
бы ожидать надлежащего
Законом создаются
исходные ценности процедурно-процессуального
порядка. Об уровне правовой культуры
свидетельствуют, например, такие процессы,
как парламентские процедуры
по принятию законов, порядок разрешения
конфликтов между властями, отправление
правосудия по уголовным или гражданским
делам и т.д.
Относительная самостоятельность
закона в том и проявляется, что
он способен активно воздействовать
на все проявления правовой культуры.
Во-первых, будучи отражением правовой
идеологии, закон способен питать правовые
идеи, способствовать появлению новых,
более прогрессивных подходов к
решению проблем правового
Правовая культура,
равно как и любая другая разновидность
культуры, подвержена оценкам. Отсюда
представляется возможным говорить
о роли закона в формировании высокой
культуры при ориентации его на средний
уровень и преодоление уровня
низкого.