Понятие и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:47, контрольная работа

Описание

Как было сказано выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

основы права.docx

— 25.76 Кб (Скачать документ)

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА  

Как было сказано  выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор  общественных отношений.  

Есть различные  точки зрения о том, что такое  право, но все они имеют ряд  общих положений: - право - это социальное явление, без которого невозможно существование  цивилизованного общества; - право  в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в  целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; - право  частной собственности является основой всех прав человека.  

Право - это система  норм и правил поведения, которые  исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных  актах, охраняются от нарушений силой  государственного принуждения и  выражают волю и интересы либо большинства  общества, либо определенных его слоев.  

Признаками права  являются: - общеобязательная нормативность; - выражение норм в законах или  в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право  действует через дозволения, через  субъективное право; - государственная  обеспеченность.  

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ  

Важнейшим признаком  правового государства, обязательным условием его построения является высокий  уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.  

Правовая культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся  к правовой действительности. При  этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально  полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.  

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ  

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере  правового регулирования, так и  в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости  служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой  и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.  

Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение  можно считать осуществлением такой  активности. Критериями разграничения  здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат  деятельности в правовой сфере. Не следует  относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным  лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности  профессиональным долгом, юриста и  заключается в обязанности безупречно служить закону.  

Если рассмотреть  правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции  Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня: 1. если субъект права  при самой добросовестности и  энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально  найденного способа действия, его  интеллектуальная активность относится  к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием  какого-то внешнего стимула; 2. если субъект  права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру  своей деятельности, сопоставляет между  собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более  остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень  интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 3. самый  высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной  проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой  личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.  

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее  входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое  значение. Они концентрируются в  правосознании. Наивысшими среди них  являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области  права и правовой действительности, можно считать ценностью в  конкретных исторических условиях. И  сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в  какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства  личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.  

Правовую, в том  числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать  в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.  

Применительно к  личности каждого гражданина в рассматриваемом  аспекте правовая культура - это  знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.  

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и  формализованные знания законов  и подзаконных актов, а также  источников права, правильное понимание  принципов права и задач правового  регулирования, профессиональное отношение  к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или  принципами законности, т.е. высокая  степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого  юриста - это степень овладения  профессией, уровень специальной  подготовки.  

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ  

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание  ее как системы осуществленных и  идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и отражению  в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; - правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; - правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность.  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ  КУЛЬТУРЫ  

Правовая культура функционирует во взаимодействии с  другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической) , эстетической, религиозной  и т.д. При этом в специфическом  содержании правовой культуры обязательно  проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным  ее областям. Обеспечение максимального  взаимного соответствия между всеми  элементами правовой культуры магистральная  линия укрепления в обществе законности и правопорядка.  

В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.  

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения  правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА  И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ  

Связь права и  культуры не так явна, как соотношение  права и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право  является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию  общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.  

Право определяет и  специфический вид общей культуры общества - правовую культуру.  

Правовая культура - это одновременно: - определенный уровень  правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; - состояние процессов правотворчества  и реализации права; - специфические  способы правовой деятельности; - результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных  людьми.  

Каждый из названных  срезов правовой культуры может рассматриваться  на личностном уровне, когда акценты  смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.  

Основополагающей  культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон  как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным  и всеобъемлющим среди всех средств  социального регулирования и  контроля. Конструирование правовых законов важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей  матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо  подчеркнуть: законы способны, если они  совершенные, формировать в том  числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.  

В качестве примера  ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и  правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.  

Законом создаются  исходные ценности процедурно-процессуального  порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры  по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление  правосудия по уголовным или гражданским  делам и т.д.  

Относительная самостоятельность  закона в том и проявляется, что  он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к  решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные  нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры интериорное (отражающее психические процессы) , нормативное (фиксирующее совокупность норм права) , поведенческое (указывающее на характер действий) , объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.  

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность  культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой  культуры при ориентации его на средний  уровень и преодоление уровня низкого.  

Информация о работе Понятие и признаки права