Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу (сущность) и сформировать его понимание (понятие).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить научные публикации по проблеме;
Провести анализ изученных работ;
Обобщить полученные результаты.
Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1. Теории происхождения государства 5
1.2. Разнообразие определений государства 9
Глава 2. Признаки государства 13
2.1. Территориальная организация населения 14
2.2. Публичная (государственная) власть 16
2.3. Связь государства и права 17
2.4. Государственный суверенитет 18
2.5. Система налогов и займов 21
Глава 3. Сущность государства 23
3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства 23
3.2. Характеристики сущности государства 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Заслуживает внимание то, как определяли понятие государства русские юристы. Эти определения интересны не только с точки зрения исторической науки, многие из них и сейчас представляют реальную научную ценность. Так, например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин трактовали государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Таким образом, мы видим, что большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Он пишет: «Так как право - существенный элемент государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы. Государство, упорядоченное правом, должно занимать определенное место в самом праве, - должно существовать правовое понятие о государстве».4 Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Как показал анализ научных публикаций, в советской учебной литературе взгляды на государство, его понятие и сущность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой.
В работах 60-70-х годов понятие государства стало рассматриваться с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, профессор С.С. Алексеев государство рассматривал как «особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающей специальным аппаратом принуждения и придающей своим велениям обязательную силу для населения всей страны».5 Несколько иначе определяют государство авторы учебника, изданного Московским университетом: «Государство - это политическая организация классового общества, выражающая в концентрированной форме интересы и волю господствующих классов, материальным носителем политической власти которых выступает публичная власть».6
Итак, мы видим, что существуют различные определения понятия государства. Это обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение включает в себя наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому, более точной будет следующая формулировка: «Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».7
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Глава 2. Основные признаки государства
В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.
Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака:
Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.
Сторонники марксистского подхода выделяют следующие признаки, присущие государственно-организованному обществу:
Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков государства, выделенных и обоснованных представителями различных направлений, в целом можно сказать, что формально они не противоречат друг другу. Государство в отличие от догосударственной организации власти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.
Необходимо отметить, что одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различного рода общественные движения), которые также оказывают влияние на картину общественной жизни. Поэтому важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества, как в прошлом, так и в настоящем.
Государство в реальной действительности - это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обосабливая его тем самым от других общественных образований. Существует четыре основных признака государства: территориальное деление граждан, наличие публичной власти, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет. При этом необходимо отметить, что если в вопросе количества признаков мнения исследователей совпадают, то относительно содержания этих признаков мнения, наоборот, могут расходиться. Так, например, В.Я. Любашиц не называет государственный суверенитет в качестве признака государства, вместо этого он говорит о системе налогов и займов как необходимом условии проведения определенной политики и содержания государственного аппарата.8
2.1. Территориальная организация населения
Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.
Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство или подданство. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет других государств.
Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.
Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство распределяет свою власть.
Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.
2.2. Публичная (государственная) власть
Государство - это особая организация публичной власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, то есть в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).
Аппарат власти - это тот самый государственный механизм, который обладает государственно-властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организаций. Причем государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», то есть предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Принуждение может носить и нелегализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразности, например, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от целей такого принуждения оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения (легитимировано).9
Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые свойственны механизму всякого государства. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
2.3. Связь государства и права
Государство организует общественную жизнь на правовых началах.
Родовой строй не только не знал, что такое право и обязанность в юридическом смысле слова, но и вообще самого деления на права и обязанности.
В результате разложения первобытно-общинного строя, с разделением общества на классы экономически господствующий класс стремится к установлению правовых норм, в которых выражается воля не всего общества, а только одного господствующего класса.
На весьма ранней ступени общественного развития возникла потребность охватить общим правилом часто повторяющиеся акты производства, распределения и обмена и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим основным требованиям общественной жизни. Эти правила, вначале выражавшиеся в обычае, постепенно превращались в закон. Правовые обычаи и законы постепенно складывались в систему права.
Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).
2.4. Государственный суверенитет
Государство представляет собой суверенную организацию власти.
Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.10
Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Сейчас суверенитет - обязательный признак государства. Страна, не имеющая его, - это колония или доминион.
Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:
- в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;