Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:30, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу (сущность) и сформировать его понимание (понятие).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить научные публикации по проблеме;
Провести анализ изученных работ;
Обобщить полученные результаты.
Введение 3
Глава 1. Понятие государства 5
1.1. Теории происхождения государства 5
1.2. Разнообразие определений государства 9
Глава 2. Признаки государства 13
2.1. Территориальная организация населения 14
2.2. Публичная (государственная) власть 16
2.3. Связь государства и права 17
2.4. Государственный суверенитет 18
2.5. Система налогов и займов 21
Глава 3. Сущность государства 23
3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства 23
3.2. Характеристики сущности государства 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Пока общество было экономически не дифференцировано и разделялось только социально, важные функции этого общества - оборона от внешних врагов и поддержание внутреннего порядка - могли в значительной мере осуществляться коллективными усилиями без сознательного создания многочисленных специально выделенных социальных институтов. Положение изменилось, когда в результате развития производительных сил, разделения труда и накопления имущества в руках отдельных лиц и групп произошла более глубокая дифференциация общества и оно разделилось на классы и иные социальные образования.
После этого произошло окончательное обособление существовавших ранее, в основном лишь в зародыше, особых институтов. Они стали осуществлять не просто власть, а политическую публичную власть, причем, на определенных этапах своего дальнейшего развития, прежде всего в интересах господствующего класса. Ее разнообразные структуры и становились постепенно государством, придавая ему вид структурной организации классового общества. Основные органы государства - это правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, суд, карательные учреждения.
Еще одной принципиальной
характеристикой государства, как было
отмечено выше, выступает его существование
в качестве территориальной организации.
Имеются в виду разделение населения по
территориальному признаку и территориальная
целостность государства. Если негосударственные
организации в состоянии объединять людей
по мировоззрению, политическим устремлениям,
роду занятий, профессиональным интересам
и так далее, то специфическая черта государственной
организации состоит в объединении населения
определенной территории с последующим
разделением последней на административно-
С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других сущностных черт государства, которые отличают его от других элементов политической системы общества: монополия на принудительную власть в отношении населения; издание законов и правил, обязательных для всего населения; взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата и так далее.
Говоря о перечисленных чертах государства, очень важно не допустить формирования стереотипа государства как только комплекса различных учреждений публичной власти, как административного аппарата, обособленного от общества и сверху управляющего им, как механизма, осуществляющего принудительную власть. Когда речь идет о государстве, в первую очередь надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно организованное общество, или иначе политико-территориальную и структурно организованную форму общества. С философским обоснованием такой позиции выступал еще И. Кант. «Государство, - писал он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам».15 На аналогичных позициях по отношению к государству стояли и другие выдающиеся теоретики государства и права, исходившие из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества так же, как и воля господствующего класса, организуется в единую силу, выступает как единая государственная воля. Такой подход облегчает проникновение в самую сущность государства.
Как любое явление социальной жизни, государство внутренне противоречиво. Это противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовый и общесоциальный интересы. Данное противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы.
Указанное противоречие в деятельности государства реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Взаимоотношения между государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным интересом, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит их за рамки диалектического единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.
Гражданское общество и государство находятся в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может поглотить его, узурпировав права и свободы граждан.
Таким образом, анализ главного противоречия государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы (интересы нации или общества в целом), так и интересы специальные (интересы господствующего класса и отдельных социальных групп). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других. Уяснение этого соотношения предполагает в каждом отдельном случае конкретно-исторический анализ. Но в любом случае имеет место своеобразное раздвоение сущности государства. Оно выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач.
Необходимо отметить, что сущность государства есть олицетворение народности, правосудия и справедливости. Государство выступает как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между гражданами. По своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей.
Итак, мы видим, что из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу. В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, социальные институты играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним.
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели проблему определения понятия государства и его сущности. В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты:
1) На основании анализа научных публикаций нами были обобщены данные об исследованиях такого общественно-политического явления, как государство. Было установлено, что проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, несмотря на это, такие вопросы, как понятие государства, его происхождение, основные признаки, сущность, назначение и другие, до сих пор остаются дискуссионными.
2) Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и преодолеть односторонний подход к пониманию его сущности.
3) Анализ научных публикаций показал, что попытки дать определение государства, предпринимались различными учеными, политическими деятелями, мыслителями. Большинство из них рассматривали государство в основном с социологической точки зрения. Но наряду с социологическим определением понятия государства в учении о государстве предпринимались попытки дать ему юридическое определение.
4) Было установлено, что многие исследователи называют четыре признака государства. Мы же в своей работе выделили пять основных признаков государства, которые, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности данного общественного явления: территориальная организация населения, публичная (государственная) власть, неразрывная связь государства и права, государственный суверенитет, система налогов и займов.
5) В ходе работы мы выяснили, что в большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных теории государства, его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций - как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Но государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью. И сущность его не сводится только к классовой природе. Из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты
2. Литература
1 Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. Ростов н/Д: Издательство Феникс, 1995. С. 34.
2 Цит. по: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Екатеринбург: Издательство Уральской государственной юридической академии, 1996. С. 47.
3 Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М., Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. С.54
4 Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 55.
5 Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 57.
6 Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 58.
7 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. С. 115.
8 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2002. С. 78-81.
9 Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. №8. С. 113.
10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. С. 61.
11 Основы государства и права / Под ред. В.Т. Гайкова и В.А. Ржевского. С. 45.
12 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. С. 85.
13 Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. С. 86
14 Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. №5. С. 3.
15 Цит. по: Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. С. 96.