Понятие и сущность государства на современном этапе развития теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 16:41, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении понятия и сущности государства на современном этапе развития теории государства и права.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

1) Определить основные теоретические подходы, используемые для анализа понятия «государство»;

2) Выделить основные признаки в понимании типа государства;

3) Выделить основные функции государства (признаки функций государства, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций государства)



.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

1) Определить основные теоретические подходы, используемые для анализа понятия «государство»;

2) Выделить основные признаки в понимании типа государства;

3) Выделить основные функции государства (признаки функций государства, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций государства)

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 44.01 Кб (Скачать документ)

Введение

   Вопросы государства всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права. Знание этих вопросов необходимо студентам как для более глубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административное право. В этом и заключается актуальность данной темы.

   К элементам политической системы  общества относят государство,  политические партии, общественные  объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации  и другие институты общества, способствующие формированию власти  и нуждающиеся в ее поддержке  для реализации своих интересов.  Все элементы политической системы  тесно взаимосвязаны. Так, государство  осуществляет все важнейшие функции  управления обществом. Но многие  из этих функций, хотя и иными  средствами, осуществляют другие  политические институты. Например, культурно-образовательную функцию  в немалой степени осуществляют  наряду с государством и общественные  объединения, а также средства  массовой информации, пропагандируя,  публикуя, показывая различные произведения  культуры, формируя у населения  потребность определенного отношения  к культуре, образованию. 

   Главный институт политической  системы общества - государство - в отличие от других ее элементов  наиболее влиятельный субъект  осуществления власти. Поэтому, государство по праву считается ядром политической системы любого общества. Цель исследования состоит в изучении понятия и сущности государства на современном этапе развития теории государства и права.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие  задачи:

1) Определить  основные теоретические подходы,  используемые для анализа понятия  «государство»;

2) Выделить  основные признаки в понимании типа государства;

3) Выделить основные функции государства (признаки функций государства, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций государства) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.К  понятию «государство»

1.1.Сущность  государства

  Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство - это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику.

  Таким  образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. «Для нас представляет интерес способ связи государственных функций между собой, т.е. выявление некой системообразующей функции государства» [3]. Для выделения системообразующих функций нам необходимо обратиться к природе государства и его сущности.

  Так,  древнегреческий философ Аристотель  определял государство как соединение  многих родов ради лучшей, совершенной  жизни. Известный римский политик  Цицерон видел в государстве  союз людей, объединенных общими  началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство - это “единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты”. Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

  Есть  три основных теоретических подхода  к пониманию сущности государства:  общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

  Согласно  общественному подходу, государство  есть средство решения общих  проблем и дел, оно регулирует  отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского)  подхода можно выразить так:  государство появилось с разделением  общества на классы и служит  орудием классового господства, подавления одних классов другими.  По мнению сторонником политико-правового  подхода, государство является  источником права, которое организует  жизнь общества и самого государства.  Определённый смысл есть во  всех этих трёх позициях. К  ошибкам и заблуждениям ведёт  абсолютизация одной из них.[4;стр6]

  «Мы рассматриваем государство как общий знаменатель всех его исторических модификаций, т.е. в функциональном аспекте, с точки зрения его природы оно представляет нечто однообразное. Это позволяет адекватно оценить его как целое и его отдельные элементы. Любое государство исторически постоянно меняется, эволюционирует, независимо от культуры и эпохи, но природа его неизменна. На наш взгляд, природа государства как социального феномена определяется сущностью социальной организации вообще. Сущность государства может быть оценена с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Нас интересует сущность государства как его особенность, т.е. то, что выделяет его из массы всех социальных организаций. 
Саму природу государства в его особенности можно рассмотреть в двух смыслах. Под природой мы можем понимать, во-первых, внутренний базовый механизм саморазвертывания какого-либо явления, во-вторых, источник его появления и генезиса» [4].

1.2. Основные признаки государства

  Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.     Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение  публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией  всего населения, появление слоя  профессионалов-управленцев. Этот  признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства.  Законы и полномочия государства  распространяются на людей, проживающих  на определенной территории. Само  оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а  на основе территориальной и,  обычно, этнической общности людей. 

3. Суверенитет,  т.е. верховная власть на определенной  территории. В любом современном  обществе имеется множество властей:  семейная, производственная, партийная  и т.д. Но высшей властью,  решения которой обязательны  для всех граждан, организаций  и учреждений, обладает государство.  Лишь ему принадлежит право  на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право  на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы  для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д.

6. Обязательность  членства в государстве. В отличие,  например, от такой политической  организации, как партия, пребывание  в которой добровольно и необязательно для населения,  государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия  на представительство как целого  и защиту общих интересов и  общего блага. Ни одна другая  организация, кроме разве что  тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и  не обладает для этого необходимыми  средствами.  Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

  Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции. 

1.3. Составляющие элементы государства

  Государство  - это политическая общность, составляющими  элементами которой являются  территория, население и власть. Территория - это пространственная  основа государства. Физическая  основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, без территории государства не существует.

  Территория  есть пространство государства,  занятое его населением, где в  полной мере действует власть  политической элиты, реализуемая  через юридические нормы. Одна  из главных целей элит, не состоящих  на службе иностранных держав, заключается в гарантировании  территориальной целостности государства.  Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

  Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

  Третьим  составляющим элементом государства  является власть, иными словами,  отношения господства и подчинения, существующие между политической  элитой и остальной частью  общества.

  Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.

   Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

2. Основные функции  государства

2.1. Функции государства

  Сегодня современное государство выполняет разнообразные действия во всех сферах общественной жизни. Большей частью эти действия - лишь реакция на потребности дня сегодняшнего и отражают лишь неоправданное, чрезмерное расширение притязаний самого государства на определенное место в системе "личность - общество - государство". 
В юридической теории в основном все эти попытки сводятся к поиску и выделению тех или иных классификационных критериев, которые отражают разнообразные направления деятельности государства. По сути, они представляют собой определенную актуализацию какой-то деятельности государства на том или ином этапе своего развития. 
Но государство существует не просто так, не бесцельно, не в силу какой-то инерции или традиции. Необходимость решения определенных задач, реализация неких установок заставляет действовать его определенным образом. 
  «Характеризуя государство в его динамике, для нас приобретают значение ответы на вопросы, как оно действует, по какому принципу, как связаны между собой его функции, от чего зависит актуализация одних государственных функций и уменьшение значимости других. 
Еще классиками марксистско-ленинского подхода верно отмечено, что государство и подобные ему общественные явления представляют собой не просто механизмы, а различные открытые динамические системы.»
[1]     Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Информация о работе Понятие и сущность государства на современном этапе развития теории государства и права