Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 16:41, реферат
Цель исследования состоит в изучении понятия и сущности государства на современном этапе развития теории государства и права.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1) Определить основные теоретические подходы, используемые для анализа понятия «государство»;
2) Выделить основные признаки в понимании типа государства;
3) Выделить основные функции государства (признаки функций государства, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций государства)
.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1) Определить основные теоретические подходы, используемые для анализа понятия «государство»;
2) Выделить основные признаки в понимании типа государства;
3) Выделить основные функции государства (признаки функций государства, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций государства)
Внутренние функции государства: охранительная, экономическая, социальная, культурно – воспитательная, природоохранительная.
Внешние функции государства: защита государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей, борьба с международной преступностью, участие в международной охране окружающей среды.
Реализация
функций осуществляется различными государственными
организациями. Их количество, задачи,
компетенция, взаимоотношения и связи
между ними определяются функциями государства.
Существуют два вида государственных
организаций. К первому виду относятся
государственные организации, которые
осуществляют властную, организационно-регулятивную
деятельность.
Второй вид представляют государственные
организации, основным назначением которых
является непосредственная, практическая
деятельность по выполнению функций государства.
Они создаются органами государства и
управляются ими. В зависимости от того,
в какой сфере государственной деятельности
(охранительной, экологической или культурно-воспитательной)
действуют государственные организации,
они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение
функций возложено на особые вооруженные
государственные организации. Они непосредственно
охраняют граждан и государство от внутренних
и внешних посягательств. В их число входят
части и подразделения вооруженных сил,
службы безопасности, милиция (полиция),
разведка и некоторые другие вооруженные
государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т.д. Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.
Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
Охранительная функция- это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
Экономическая
функция: эта функция государства сильно
изменилась в ходе исторического существования
государства от полного невмешательства
в экономику (концепция “государства
- ночного сторожа”) до полного контроля
всей хозяйственной деятельности и регулирования
всех вопросов экономической жизни (тоталитарные
государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо
умножились и усложнились хозяйственные
связи, демократическое государство не
остается наблюдателем со стороны. Оно
активно разрабатывает и проводит экономическую
политику, которая строится на принципах
свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через
налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Культурно - воспитательная функция: общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Природоохранительная
функция: охрана природы, окружающей
среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные
связи, разрушает окружающую среду, чем
невольно создает для себя неблагоприятные
(даже гибельные) условия обитания. Охрана
природы - дело всего общества, но только
государство, обладающее необходимыми
средствами и возможностями мобилизации
усилий всех организаций и граждан, может
реально обеспечить защиту окружающей
среды.
В современную эпоху проблемы охраны и
рационального использования природных
богатств приобрели большое экономическое,
социальное и политическое значение. Они
затрагивают интересы всех народов и государств.
Охрана природы выдвигается в число наиболее
острых социальных проблем и представляет
собой одну из важнейших общегосударственных
задач. Деятельность по охране природы
в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его
органов.
Внешние функции. Функция защиты из вне: данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся: 1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий. 2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
Функция сотрудничества с другими странами: в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др. Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.
Борьба с международной преступностью: в последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Участие в охране окружающей среды: в настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
«Мы
исходим из того, что государство, как
и любая открытая динамическая система,
обладает качествами единства и целостности,
активно взаимодействует со средой, природной
и социальной» [2]. Вся совокупность функций
государства есть совокупность способов
проявления его активности. Она также
может быть рассмотрена как подсистема
государства. Отсюда все государственные
функции действуют не сами по себе, а находятся
в определенной связи, в некой системе.
2.2. Правовые формы выполнения функций
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая
- государственная деятельность, выражающаяся
в разработке и принятии
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким
образом, из рассмотренных нами функций,
мы видим, что государство является не
только аппаратом подавления, представителем
интересов господствующего класса, но
и организацией выражающей интересы всего
общества.