Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:39, контрольная работа
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».1 Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Юридический
факультет
Кафедра
теории государства
и права
Контрольная
работа
Учебная дисциплина
Теория
государства и
права
Вариант 4
Понятие и сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства.
Систематизация
нормативно-правовых
актов.
заочного отделения, специальности
«Юриспруденция»
Проверил:
1.Понятие
и сущность государства.
Общечеловеческое
и классовое в
сущности государства.
С давних времен
мыслители пытались ответить на вопрос,
что такое государство. Еще древнеримский
оратор, философ и политический деятель
Цицерон спрашивал и
В буржуазную эпоху
широкое распространение
Рассматриваемое
определение, верно отражающее некоторые
черты (признаки) государства, послужило
поводом для различных
Не согласны были, с приведенным понятием, сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».2 Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».3 Позднее Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».4 В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».5
Обе формулировки
были широко распространены и в науке,
и в официальной пропаганде. Однако
они применимы только к таким
государствам, в которых возникает
высокая классовая
В современной
учебной литературе государство
обычно определяется как политико-территориальная
суверенная организация публичной
власти, имеющая специальный аппарат,
способная делать свои веления обязательными
для всей страны. Данная дефиниция
синтезирует наиболее существенные
черты и признаки государства
и в целом приемлема, но в ней
слабо отражена связь государства
и общества. Более точной будет
следующая формулировка:
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий - предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют сущность государства.
Попытки выявить сущность государства усматриваются еще в учениях античных мыслителей. Так, Платон видел предназначение государства в достижении единой цели - блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом».6 Аналогичные идеи о сущности государства высказывал и Аристотель. В своем труде «Политика» он, так же как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, - пишет философ, - всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся… к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».7
В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. К примеру, мыслитель святой Августин фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге.8
Политико-правовая
мысль эпохи Возрождения
Данная тенденция не могла не отразиться и на понимании сущности государства. Как и в эпоху Античности политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство.9 Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа.
Новым этапом в исследовании проблемы сущности государства стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой сущности государства. При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы коего совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства».10
В рамках современного государствововедения широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, к примеру, концепция датского исследователя Т. Хойрупа. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. Ученый подкрепляет свою точку зрения следующей логически последовательной теоретической конструкцией: «Без борьбы за признание или освободительных войн не может быть взаимного признания суверенности или государственной системы. Без суверенности нет государства. Таким образом, способность защитить себя и является первой теоретической детерминантой концепции государства. Все другие теоретические детерминанты государственной системы, а также ее категории предполагают наличие возможности защиты и с теоретической точки зрения являются производными от нее».11
Проделанный исторический экскурс позволяет заключить, что в рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера.
В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Рассмотрение
государства как машины «для поддержания
господства одного класса над другим»
в рамках классовой теории происхождения
государства и права
Действительно,
любое государство, будучи на практике
представлено относительно небольшим
по количеству управленцев аппаратом
государственной власти, в процессе
функционирования совершенно естественно
заботится о самом себе (обеспечивает
стабильность и устойчивость властных
структур, добивается расширения системы
льгот и привилегий в отношении
государственных чиновников, стремится
не допустить усиления недовольства
властью, а в случае открытой конфронтации
использует силовые механизмы для
подавления сопротивления
Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи