Понятие и сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:39, контрольная работа

Описание

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».1 Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 38.80 Кб (Скачать документ)

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что  соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером - менталитетом и т. д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей  по отношению к интересам той  или иной социальной группы, при  этом государство выступает в  качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества. 

2. Систематизация нормативно-правовых  актов 

В РФ и европейских  государствах основным источником права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различные субъекты и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.12 Целью систематизации нормативно-правовых актов является упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классифицировать и облегчить поиск необходимых правовых актов. Во внутреннем плане она направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве. В ней нуждаются и законодатель, и правоприменители, и все граждане.13

В результате систематизации устраняются противоречия между  правовыми нормами, отменяются или  изменяются устаревшие нормы и создаются  новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным  признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные  акты.

В настоящее  время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.14

В процессе кодификации  в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения  в регулирование определенной области  общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

- кодификационной  деятельностью занимаются только  компетентные правотворческие органы  на основании конституционных  или других законных полномочий.

- в результате  кодификации создается новый  нормативно-правовой акт, включающий  нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

-кодификационный  акт является сводным актом,  так как в нем сводятся воедино  нормы, находившиеся ранее в  различных актах, но регулировавшие  одну и ту же область общественных  отношений.

- кодификационный  акт является основным среди  актов, которые действуют в  определенной сфере общественной  жизни. Такой акт в основных  чертах регулирует общественные  отношения, являющиеся предметом  регулирования данной отрасли  права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие  принципы, имеющие руководящее значение  для всех норм этой отрасли  права.

- нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.

1. Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

2. Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),

3. Устав, положение  - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Значительное  число кодификационных актов  в современных государствах не имеют  специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о  местном самоуправлении и т. д.

Инкорпорация  представляет собой объединение  в сборники или собрания действующих  нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

Инкорпорация  может охватывать всё законодательство по данному предмету регулирования - тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его  части, и тогда это будет частная  инкорпорация.15

В результате инкорпорации производится внешняя обработка  действующего законодательства. Это  означает, что:

1. При внешней  обработке нормативно-правовые акты  располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, то есть достигается  их внешняя упорядоченность.

2. Содержание  нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию  производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий  полномочий отменять, изменять или  устанавливать правовые нормы. Он может  лишь отразить в сборнике изменения  и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической  природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих  нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Различают два  вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов  по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В  систематизированных сборниках  или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового  регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне  страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.).

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.16

Она не является формой опубликования нормативных  актов. Практическое значение неофициальной  инкорпорации - справочно-информационное.

Это могут быть сборники трудового или жилищного  законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования  они не являются, поэтому на них  нельзя ссылаться в процессе правотворчества  и применения права.

Консолидация  - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенность консолидации в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации  и инкорпорации. Консолидационный акт  является сводным нормативно-правовым актом - и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Целью консолидации является устранение множественности  нормативных актов и создание в структуре законодательства крупных  однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим  правотворчеством и кодификацией.

       На данный момент в законодательстве России наблюдается большое количество разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с актами, принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без использования специальных технических средств.

Чтобы сделать  законодательство понятным и доступным, необходимо навести в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных "завалов". Пересмотр действующего законодательства по любому конкретному вопросу должен начинаться с тщательного отбора всех нормативных правовых актов  по данной проблеме.

В решении этой задачи важную роль играет систематизация правовой информации. Она позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить объем действующего законодательства, успешно и с наименьшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению. 

Литература: 

  1. Коркунов  Н. М. Русское государственное право. - СП б., 1904 г. Т. 1
  2. Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. - М., 1908 г.
  3. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., Т. 22.
  4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39.
  5. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М., 1994.
  6. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
  7. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991.
  8. Руссо Ж.-Ж.. Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1981.
  9. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  10. Хойруп Т. Модели жизни. Проблемы гносеологии, истории культур и теории государства. СПб., 1998.
  11. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001.
  12. Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000.
  13. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. - М.: 2003.

Информация о работе Понятие и сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства