Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу (сущность) и сформировать его понимание (понятие)
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1) изучить научные публикации по проблеме;
2) провести анализ изученных работ;
3) обобщить полученные результаты.

Содержание

Введение________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно- политическое явление_________________________________5
1.1. Теории происхождения государства________________________5
1.2. Разнообразие определений государства_____________________9
ГЛАВА 2. Основные признаки государства___________________________13
2.1. Территориальная организация населения___________________14
2.2. Публичная (государственная) власть_______________________16
2.3. Связь государства и права________________________________17
2.4. Государственный суверенитет____________________________18
2.5. Система налогов и займов________________________________20
ГЛАВА 3. Сущность государства___________________________________23
3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства________23
3.2. Характеристики сущности государства_____________________26
Заключение_____________________________________________________32
Список использованных источников и литературы____________________34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая3.docx

— 56.00 Кб (Скачать документ)

 

                                                  ПЛАН

                                                                            

Введение________________________________________________________3

ГЛАВА 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно- политическое явление_________________________________5

           1.1. Теории происхождения государства________________________5

           1.2. Разнообразие определений государства_____________________9

ГЛАВА 2. Основные признаки государства___________________________13

           2.1. Территориальная организация населения___________________14

           2.2. Публичная (государственная) власть_______________________16

           2.3. Связь государства и права________________________________17

           2.4. Государственный суверенитет____________________________18

           2.5. Система налогов и займов________________________________20

ГЛАВА 3. Сущность государства___________________________________23

           3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства________23

           3.2. Характеристики сущности государства_____________________26

Заключение_____________________________________________________32

Список использованных источников и литературы____________________34  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени  зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые возможности  для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Актуальность данной работы объясняется тем, что вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государство ведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Как показал проведенный нами анализ научных публикаций, государство  было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых –  философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов. В рамках теории государства и права интерес  к изучению данного общественно-политического  явления в последние годы возрастает. Подобный вывод мы можем сделать  на основании того, что появились  работы А.П. Бутенко, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, В.А. Четвернина и многих других. Большое количество публикаций, посвященных  проблемам понимания государства, его сущности и закономерностей  развития, объясняется, на наш взгляд, тем, что «нынче в России налицо кризис прежних представлений»1, и если в советской науке представления о государстве опирались на марксистско-ленинскую идеологию, где оно понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, то в настоящее время становится актуальным не столько описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. Несмотря на это, до сих пор дискуссионными остаются такие вопросы, как понятие государства, его происхождение, основные признаки, сущность, назначение и другие.

Итак, тема нашей курсовой работы «Понятие и сущность государства».

Объектом  изучения данной работы является такое  явление общественной жизни, как  государство.

Предметом изучения являются понятие и сущность государства.

Цель нашей курсовой работы: выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу (сущность) и сформировать его понимание (понятие).

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

    1. изучить научные публикации по проблеме;
    2. провести анализ изученных работ;
    3. обобщить полученные результаты.

Метод исследования: описательно-теоретический.

 

ГЛАВА 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

 

    1. Теории происхождения государства

 

Государство возникло на определенном историческом этапе развития общества и с тех  пор развивается как относительно самостоятельное явление, имеющее  собственные этапы и закономерности существования и деятельности.

Государственность представляет собой фактор человеческого  прогресса и культуры, она выступает  как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация  человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения  и зависимости, полноценного и гармоничного развития личности. Такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно  выступает как достаточно примитивная  организация общества, сущность которой  кроется в системе органов  и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает  способность обеспечить основные ценности общественного развития – народовластие, экономическую свободу и свободу  личности.2 Именно для того, чтобы понять процесс внедрения цивилизации в государственно-организованное общество, необходимо знать, как возникло само государство и как оно способствует развитию общества.

Существуют  различные теории происхождения  государства. Рассмотрим кратко некоторые  из них.

Одной из самых древних является теологическая  теория, создатели которой считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Творец всего сущего на Земле, в том числе  государства, - Бог, проникнуть же в  тайну божественного замысла, постичь  природу и сущность государства  невозможно. Несмотря на это, теологическая  теория не отвергала необходимости  создания и функционирования земного  государства, обеспечения надлежащего  правопорядка.

Следующая теория происхождения государства  – патриархальная. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой  естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение  человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся  к объединению, к образованию  патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение  приводят к образованию государства.

Патриархальная  теория была распространена в Древней  Греции, затем в период средневекового абсолютизма и даже дошла до наших  дней.

Теория  договорного происхождения государства  также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции некоторые  софисты считали, что государство  возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное свое развитие данная теория получила в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо и других. Они считали, что государству предшествует естественное состояние, затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека - право собственности, свободу, безопасность. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория  договорного происхождения государства  не отвечает на вопросы, где, когда и  каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые  показала, что государство возникает  как результат сознательной и  целенаправленной деятельности людей.

Своеобразную  теорию происхождения государства  и права создал немецкий философ  Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея».

Гегель  считал, что государство есть высшая форма реализации нравственности, оно  не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в  себе, высшая из всех целей. Государство  имеет высшее право в отношении  личности, а высшая обязанность последней  – быть достойным членом государства.

Гегель  отвергает народный суверенитет  как основание государства и  вытекающую из него идею демократии. Он считает, что верховная власть не может выражать интересы народа, так  как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает  даже того, что он хочет сам.

Таким образом, мы видим, что учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения  государства, естественных и неотчуждаемых  прав человека.

В конце XIX – начале XX вв. возникла и получила распространение так называемая теория насилия. Ее основоположниками были Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и другие. Сторонники данной теории выводили государство из культа силы и рассматривали его как продукт войны и завоевания. Так, Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения”.3

Говоря  о роли насилия в происхождении  государства, данная теория игнорирует социально-экономические факторы. Чтобы  возникло государство, необходим такой  уровень экономического развития, который  позволил бы содержать государственный  аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государство образующем процессе.

Марксистская  теория связывает возникновение  государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым  антагонизмом. Сторонники данной теории считают, что государство появилось  в результате развития самого общества, постепенно, в ходе обострения борьбы между нарождающимися классами. Государство  является продуктом непримиримости классовых противоречий, когда объективной  необходимостью становится сила, вышедшая из общества, но ставящая себя над обществом. Общество получает возможность содержать  особую группу людей, занимающихся политическим управлением и охраной сложившихся  отношений частной собственности. Причем с позиции марксизма аппарат  политического управления составляет орудие принуждения, систематического применения насилия и подчинения насилию со стороны господствующего  класса всех других классов.

Отрицать  влияние классов на возникновение  государства нет оснований, но так  же нет оснований считать классы единственной первопричиной его  появления, потому что государство  нередко зарождалось и формировалось задолго до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие факторы.

Итак, мы рассмотрели несколько теорий происхождения государства, и как  мы увидели, все эти теории – не только достояние истории. Многие из них и ныне широко распространены. Необходимо отметить, что в своей  совокупности они помогают объяснить  различные стороны происхождения  государства и дополнить его  сущность теми или иными чертами, поэтому не следует пренебрегать соответствующими достижениями человеческой мысли или отбрасывать их под  предлогом антинаучности, идеалистичности  и так далее. Это, конечно, не значит, что все их следует признавать истинными, но нужно учитывать возможность  всестороннего обоснования рассматриваемого явления.

 

    1. Разнообразие определений государства

 

Государство – исторически развивающееся  явление. С поступательным развитием  общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие  структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и  предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды  научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя  в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны  общественной жизни, поэтому в нем  человек полностью поглощался гражданином  государства. Аристотель определяет государство  как соединение многих родов и  деревень ради лучшей, совершенной  жизни. Цицерон видит в государстве  не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей  пользы.

Немецкий  юрист Р. Моль в 1872 г. писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких  установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и  приводимы в действие общей силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного  на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и  кончая обществом, до тех пор, пока эти  цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости».4

Заслуживает внимание то, как определяли понятие  государства русские юристы. Эти  определения интересны не только с точки зрения исторической науки, многие из них и сейчас представляют реальную научную ценность. Так, например, Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин трактовали государство как соединение людей  под одной властью и в пределах одной территории.

Таким образом, мы видим, что большинство  мыслителей прошлого рассматривали  государство в основном с социологической  точки зрения. Но наряду с социологическим  определением понятия государства  в учении о государстве предпринимались  попытки дать ему юридическое  определение. Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой  особое общественное образование и  особое правовое явление. Он пишет: «Так как право – существенный элемент  государства, то познание последнего невозможно без изучения его юридической  природы. Государство, упорядоченное  правом.., должно занимать определенное место в самом праве, - должно существовать правовое понятие о государстве».5 Государство он определяет как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Информация о работе Понятие и сущность государства