Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные характеристики государства и, тем самым, раскрыть его природу (сущность) и сформировать его понимание (понятие)
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1) изучить научные публикации по проблеме;
2) провести анализ изученных работ;
3) обобщить полученные результаты.
Введение________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно- политическое явление_________________________________5
1.1. Теории происхождения государства________________________5
1.2. Разнообразие определений государства_____________________9
ГЛАВА 2. Основные признаки государства___________________________13
2.1. Территориальная организация населения___________________14
2.2. Публичная (государственная) власть_______________________16
2.3. Связь государства и права________________________________17
2.4. Государственный суверенитет____________________________18
2.5. Система налогов и займов________________________________20
ГЛАВА 3. Сущность государства___________________________________23
3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства________23
3.2. Характеристики сущности государства_____________________26
Заключение_____________________________________________________32
Список использованных источников и литературы____________________34
-
в универсальности – только
решения государственной
- в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
-
в наличии специальных средств
воздействия, которыми не
Верховенство
государственной власти вовсе не
исключает ее взаимодействия с негосударственными
политическими организациями
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.
Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституция, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
При
известных условиях суверенитет
государства совпадает с
Понятие
государственного суверенитета тесно
связано с понятием национального
суверенитета. Национальный суверенитет
означает право наций на самоопределение
вплоть до отделения и образования
самостоятельного государства. В многонациональных
государствах, образованных путем добровольного
объединения наций, суверенитет, осуществляемый
этим сложным государством, не может
быть суверенитетом одной лишь нации.
В зависимости от того, каким способом
объединившиеся нации осуществили
свое право на самоопределение –
путем объединения в союзное
государство или путем
2.5. Система налогов и займов
Государство обладает системой налогов и займов.
Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов.
Древнее общество не знало этого института, так как не располагало аппаратом управления и прямого принуждения, который, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являются средством обеспечения их поведения и деятельности в интересах экономически господствующих социальных групп.
Налоги всегда были источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.
Обязанность платить налоги в Конституциях Российской Федерации и ПМР закреплена как одна из важнейших. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем заинтересован каждый гражданин.
Государство
устанавливает много видов
Таковы основные признаки государства, которые наиболее полно, на наш взгляд, выражают его сущность. К ним могут быть добавлены и иные признаки, характеризующие государство со стороны его этнической организации (например, единый язык общения), создания информационной и энергетической систем и так далее12, но они не в равной степени присущи каждому государству и могут по-разному проявляться применительно к конкретным условиям государственной организации.
ГЛАВА 3. Сущность государства
3.1. Классовое и общечеловеческое в природе государства
Постижение
сущности государства составляет одну
из основных задач теории государства.
Познать природу государства
– значит выявить главное и
определяющее в его функционировании
и развитии, в его социальной ценности
и назначении, понять государство
в единстве всех многообразных и
противоречивых свойств, сторон и форм
бытия, как самостоятельный и
целостный социальный институт. Государство
– сложная социальная система
со своими взаимосвязанными составными
частями. Жизнедеятельность государства
как динамической системы, отражающей
политические, экономические, научно-технические
и иные процессы, подчинена объективным
закономерностям. Оно выступает
формой организации общества, интегрируемая
публично-властными
Трудность в трактовке данной проблемы заключается еще и в следующем. Само слово «государство» в русском языке является производным от слова «государь», которое уже само по себе содержит констатацию отношений господства и подчинения. В.Я. Любашиц считает, что оно коренится в вотчинном происхождении и вотчинной сущности российского государства, при котором отдельно взятый помещик, князь или сам царь является государем для своих подданных. «На этих последних по сути дела переносятся отношения хозяина к своей вещи, и в данном смысле как помещик выступает в качестве хозяина своих слуг, так и царь считается полновластным господином над своими подданными».13 Следовательно, если русское слово «государство» восходит к частно-правовому термину «государь», первоначально обозначавшему собственника рабов и вещей, то, например, английское «state» или французское «l’etat» - к публично-правовому понятию «статус», означавшему «состояние», «упорядоченность». «Это во многом объясняется тем, что если на Западе со средневековых времен проводится четкое разграничение между публичной властью государя и его частной наследственной собственностью, то московское вотчинное государство было неограниченным собственником всей земли, людей и предметов на его территории», - пишет В.Я. Любашиц.14
Как
было отмечено выше, в большинстве
изданных в прошлые годы работ, посвященных
теории государства, его сущность рассматривалась
однозначно с классовых позиций
– как орудие неограниченной власти,
диктатуры господствующего
В
теоретических и
Выделение в природе государства его принуждающего начала было закономерно для марксизма. Учение о классовой борьбе формировалось в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а государство, выражавшее интересы экономически господствующего класса и осуществлявшее организованное насилие в интересах этого класса, защищало наиболее эффективный в тех условиях способ социально-экономического развития.15
Таким
образом, марксистская «теория насилия»
вполне понятна в социально-
Кроме
этого, за бортом рассуждений о сущности
государства оставались многие другие
его характеристики. В первую очередь
это касается того общесоциального
содержания, которое заключено в
государственной организации
Поэтому, учитывая «классовый след» в природе государства, необходимо рассматривать и другие его характеристики, такие как политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и так далее. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценностью. И сущность его не сводится только к классовой природе.
3.2.
Характеристики сущности
Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев, классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Это мощный фактор организации и регулирования совместной деятельности людей, средство упорядочения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе.
Политическая
власть обладает концентрированной
силой, превращающей ее в действенный
фактор социального бытия. Такой
силой выступают различные
Политическую (государственную) власть отличает от социальной власти и то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, доминирующее положение среди которых на протяжении долгих веков занимали и продолжают занимать классы. Выражение в первую очередь именно классовых интересов придавало и придает сегодня власти, а вместе с ней и государству политический характер. Но это не значит, что если в ходе исторического развития вдруг исчезнут классовые различия, то публичная власть полностью утратит свой политический характер.
Политический
характер государства обусловлен не
только тем, что оно выступает
регулятором классовых